В Краснодарском крае по итогам января—мая умерло 37,3 тыс. человек, родилось — 21,3 тыс. человек. Естественная убыль населения составила 15,9 тыс. человек, что на 12% больше, чем годом ранее, говорится в материалах Краснодарстата, сообщает «Коммерсант».
В целом число умерших превысило число родившихся в 1,8 раза. При этом, как следует из данных Росстата, за первое полугодие число умерших от коронавируса в Краснодарском крае сократилось в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — 87 случаев в январе—июне 2022 года против 338 годом ранее. У 76 пациентов COVID-19 был идентифицирован, у 12 человек COVID-19 не являлся основной причиной смерти, но оказал существенное влияние на развитие смертельных осложнений заболевания.
По России уже четвертый месяц наблюдается недостаточная смертность, то есть ниже нормы, при этом Краснодарский край незначительно, но отстает в борьбе с коронавирусом, считает независимый демограф Алексей Ракша.
«В марте 2022 года по проценту прироста избыточной смертности по отношению к доковидному 2019 году Кубань занимает 30-е место из 85 регионов — хуже среднего. Высокий процент прироста сохранялся и в апреле — 17% (в то время как по России была нулевая избыточная смертность), в мае — 1,7%, а в июне — 3,8% по отношению к аналогичному периоду 2019 года. Это может быть связано с тем, что Краснодарский край миграционно привлекателен, население по сравнению с 2019 годом выросло, а в целом по России сократилось. Климат на Кубани благоприятный. Большинство российских регионов миграционно убыточные, а в Краснодарский край едут со всей России уже многие десятилетия. А раз выросло население (в край приезжают и пенсионеры), число умерших оказалось немного больше»,— говорит демограф.
Кроме того, он добавляет, что на Кубани большая доля сельского населения (44%), а на селе смертность всегда выше. «Там, как правило, больше пьют и курят, дольше ехать до врача, медицина хуже и работа более травмоопасная. Но очевидно и то, что ковид на Кубани затухал дольше, чем в среднем по России. 17% невозможно объяснить никаким приростом населения. Кстати, похожая ситуация и в Адыгее»,— поясняет господин Ракша.
Эксперт утверждает, что от ковида в России больше пострадали женщины. Причины здесь могут быть разные. «Возможно, это связано с менталитетом: наша женщина «коня на скаку остановит». А возможно, потому что у нас сформировался огромный гендерный дисбаланс в таких профессиях, как медсестры, врачи, учителя, продавцы. Это контактные профессии — профессии риска во время эпидемий. Есть и другая гипотеза. Среди антиваксеров и ковидотрицателей у нас гораздо больше женщин — до 70%. А в эпоху ковида такое отношение к вирусу, конечно же, ведет к повышению смертности»,— резюмирует Алексей Ракша.