Новороссийцы традиционно едут к морю в Южную Озереевку. Но старожилы помнят, что еще в конце прошлого века село называлось Южной Озерейкой, а соседнее село – Северной Озерейкой. Сотрудники Новороссийского исторического музея заповедника утверждают, что оба населенных пункта начинались с имения, которое процветало на этом месте в 70-х годах девятнадцатого столетия, рассказал «Новороссийский рабочий».
В долине реки Озерейка долгое время располагалось имение известного во времена императора Александра III журналиста Михаила Никифоровича Каткова, рассказали в Новороссийском историческом музее-заповеднике. Из него после образовались два села – Северная и Южная Озерейка.
Михаила Каткова в советские времена считали реакционером, позже называли консерватором и либералом. Он был редактором газеты «Московские ведомости», издавал журнал «Русский вестник», где публиковались произведения Достоевского, Тургенева, Толстого и т.д.
Во второй половине 19 века стояла проблема заселения Черноморского округа, куда входили и нынешние окрестности Новороссийска. Чтобы ее решить, была предложена такая мера как отчуждение свободных казённых земель в частную собственность. Таким образом правительство надеялось привлечь в эту местность состоятельных людей, которые бы развивали на побережье сельское хозяйство. В 1868 году подробности о новых землях решил узнать владелец московской агрономической конторы П.В. Верещагин. Перед тем, как отправиться в наши края он советовался с Катковым. Тот рекомендовал создать Товарищество по приобретению черноморских земель и ехать на юг уже в качестве депутата от этой организации. Катков обещал поддерживать во всем Товарищество.
Таковое было организовано в 1869 году. Вскоре в него входило около 150 человек. Возник план приобретения земель до тысячи десятин с рассрочкой их оплаты на 10 лет. Вероятно, так в долине реки Озерейки появилось имение М.Н. Каткова площадью чуть более 1000 га., предполагают в музее-заповеднике.
В это время Катков сотрудничал Федором Гейдуком, агрономом Черноморского округа. Это он открыл, что земли в пригородах Новороссийска подходят для земледелия. Свои взгляды о возможности экономического подъема в округе он изложил в статье «О значении для России развития сельскохозяйственной промышленности на северо-восточном берегу Черного моря». Статья была опубликована в журнале Каткова «Русский вестник».
Гейдук помог обустроить имение Каткова на Озерейке. В 1876 году агроном заложил там сад, который стал образцовым. Это оценили специалисты. Управляющий удельным имением «Абрау-Дюрсо»В.П. Сафронов писал: «Результатом хлопот Катковых и затрат было появление первоклассного 30-десятинного сада, состоящего из самых отборных и разнообразных сортов груш, яблонь, персидских слив, персиков, абрикосов, вишен, орехов, черешен, айвы и т.д. Утверждаю, что плоды этого сада… сделали бы честь любому саду на юге Франции … или графа Туна в Зигушицах у Вены».
Имение Каткова часто упоминалось в путеводителях по Черноморскому побережью. Известно оно было, благодаря именно этому саду и наличию фазанов.
Когда Михаил Катков умер в 1887 году, имение разделили на две части. Его наследниками стали Иван Михайлович Катков и Павел Михайлович Катков. Иван Михайлович стал вледельцем Северной Озерейки, а Павел Михайлович – Южной Озерейки.
В Северной Озерейке возделывали виноград и занимались виноделием. Потом земли сдавали в аренду. Позже имение перешло сестре Ивана Михайловича его сестре Ольге Михайловне. Но Ольга Михайловна постоянно жила в Петербурге. Здесь, на побережье накапливались долги из-за неуплаты налогов. В 1913 году имение было присоединено к удельному имению императорского двора Абрау-Дюрсо.
Владелец Южной Озерейки – Павел Михайлович Катков. Он кадровый военный, генерал-майор, участник Первой мировой войны, Белого движения. Позже эмигрировал во Францию и там умер. В Южной Озерейке он проводил лето вместе с семьей. Одна из жительниц Южной Озерейки Мария Наумовна была няней в семье Катковых. О том, как жили ее хозяева, рассказывала своему внуку Виктору Яковлевичу Шевченко и его жене, старожилам села.
Катковы на зиму уезжали в Санкт-Петербург и брали няню с собой. Господа вели себя достаточно демократично со слугами. Пищу для всех готовили одинаковую, только обеды и ужины хозяев и их работников проходили отдельно. Когда Мария Наумовна собралась замуж, Катковы наделили ее приданым – постельным бельем, швейной машиной.
Во время гражданской войны Южная Озерейка тоже стала частью имения Абрау-Дюрсо. В январе 1919 по распоряжению Черноморского военного губернатора в имении генерала Каткова начались ремонтные работы, ремонтировали и ведущую к нему грунтовую дорогу. Планировалось подготовить имение к приезду императрицы Марии Федоровны и Великого князя Николая Николаевича. Но Мария Феодоровна через несколько месяцев вместе с некоторыми другими членами царской фамилии эмигрировала из Крыма в Англию.
В 1920 году после прихода красных имение национализировали. Книги, картины вывезли в Новороссийск в библиотеку и отдел искусств. В доме генерала Каткова хранились экземпляры «Русского вестника», который издавал его отец. Их передали в библиотеку села Васильевка. До войны в двухэтажном здании имения находилась школа.
Кстати, превратилась Озерейка в Озереевку, по сравнению со временем существования Новороссийска и его пригородов, совсем недавно. Как пояснял в соцсетях, историк Сергей Новиков, произошла замена названий, когда готовился проект Устава Новороссийска. Вероятно, подготовкой занимался человек неместный. Главный документ муниципалитета был принят на официальном заседании Думы, и тогда тоже никто не обратил внимания на ошибку. Вот так и мучаемся уже около двух десятков лет с неправильным названием. Сергей Новиков несколько лет назад обращался в топонимическую комиссию с тем, чтобы восстановили историческое название двум Озерейкам. И комиссия дала такую рекомендацию, но все остается по-прежнему…
Светлана Добрицкая.
Фото Каткова из фондов Новороссийского исторического музея-заповедника