Выставка в«Бата — юго-западный форпост Боспорского царства» в Новороссийском историческом музее-заповеднике разделена на две части. На одной витрине находки, сделанные на раскопках поселения, на другой – находки из некрополя, где хоронили местных жителей.
— Мы разделили мир живых и мир мертвых, рассказал заведующий археологическим отделом музея Александр Шишлов. Артефакты этих двух частей отличаются друг от друга.
Одной из самых замечательных находок из мира живых считается так называемый «сервиз», представленный на выставке. Это посуда необыкновенная, явно не ежедневного пользования, находилась в отдельной хозяйственной яме. Она состояла из большого лутерия (таза) с тремя ручками. На нем были лепные знаки в виде лошадок. В лутерии стоял горшок. В горшке помещались курильницы – чашечки на ножках. Скорее всего, это ритуальная утварь, которой владела какая-то жрица. Можно предположить, что «сервиз» связан с каким-то местным не олимпийским культом. В Батах явно присутствует след жителей Прикубанья, меотов. Эти переселенцы пришли на эту благодатную землю, где кипела жизнь.
Интересная находка – меотские плитки. При раскопках Горгиппии ни одной подобной не найдено. Можно предположить, что в соседний античный город этих варваров не пускали. На некоторых плитках есть отверстия. Возможно, их использовали как грузики для веретен в ткацком деле или для рыбацких сетей. Есть плитки без отверстий. Для чего они? Может быть, это какие-то подставки? На всех плитках различные знаки, например, кресты, отпечатки пальцев. Некоторые Адыгейские ученые считают, что знаки — зачатки письменности.
Греки же в основном писать умели. Подтверждение этому множество керамических черепков на выставке — с дипинти, надписями красной краской, и граффити, процарапанными надписями. Но и среди греков встречались неграмотные. Такие люди просто рисовали свои знаки – тут какой-то «тараканчик», якорь, решетка.
Несомненные признаки античной культуры – протома (одностороннее изображение) богини Деметры, голубь – спутник богини Афродиты. Статуэтка женщины, закутанной в плащ-гимантий, с собачкой, возможно, означает сцену прощания и связана с погребальным культом. Фотография бронзовой статуэтки Понтийского царя Митридата VI Евпатора в образе Геракла – тоже экспонат новой выставки. Сама же статуэтка находится в другом здании музея на стационарной выставке «Историческое золото и серебро». Митридата после смерти признали богом, и ему поклонялись.
Светлана Добрицкая для «Новороссийского рабочего»
Где мог находиться порт Баты можно узнать по ссылке.