В тренировочной квартире Новороссийска «особые» стали студентами

На стенах этой большой квартиры  в центре спального района везде развешены карточки с надписями и рисунками. Это то, что сразу бросается в глаза. Карточки напоминают жильцам обо всем на свете. О том, что надо дружить и помогать, выполнять свои дела, говорить вежливые слова. Внушительный список того, что нельзя – драться, толкаться, дразниться, подслушивать, перебивать.

На карточках планы на день для каждого обитателя – одному надо приготовить завтрак и убрать со стола, другому сменить постель, пропылесосить  и т.д.  Дневное меню тоже дается в картинках.

А жильцы тут необычные – это молодые люди с нарушениями развития, проблемами со здоровьем. И квартира, та самая – тренировочная, рассказывает «Сова плюс». О ней говорят в городе как о большом достижении все те, кто был заинтересован в ее открытии. Родители  ребят, которые уже прошли там первую тренировку и которым она еще предстоит. И, конечно, этот проект – любимое детище Марии и Валерия Ягодиных, супругов, создавших некоммерческую организацию «Все дети могут».

Чудо, которое произошло в их жизни, и в жизни организации в уходящем году, — это просто с неба свалившиеся большие деньги, их пожертвовал один очень хороший человек, близкий знакомый Марии и Валерия. На них купили квартиру. Ее выбирали так, чтобы и внутри было просторно и уютно как дома. В ней несколько спален. В каждой с удобством могут устроиться два человека.  Просторная кухня-столовая, просторный холл.

Временное жилье для ребят находится в многолюдном районе для того, чтобы они привыкали к насыщенному ритму городской жизни. Обычно особый ребенок – центр семьи, маленькой вселенной. Он с детства был обделен, и родные делают для него все, что могут. Но во время курса в тренировочной квартире все ребята равны. Каждый из них на этот период становится студентом.  Здесь их так и называют. Конечно, им не требуется сидеть за партой и сдавать зачеты. Но у них задача сложнее.  За несколько недель им нужно наладить быт и отношения друг с другом, начать ходить в мастерскую на работу.  Да, да – на работу. Это при том, что у многих нерабочая группа инвалидности.

Но ведь все обычные люди ходят по утрам на работу. И особые ребята отправляются в мастерскую, которая находится в одной минуте ходьбы от дома. Там они под руководством ассистентов мастерят разделочные доски, домики — сувениры, готовят полезную пасту из орехов.  Их изделия и продукты  можно купить.

Восемь часов, которые они проводят в мастерской – это не только совместная работа.  Столько времени они не смогут безотрывно трудиться. Жильцы тренировочной квартиры вместе с другими подростками из организации «Все дети могут» общаются, занимаются, обедают в столовой неподалеку, гуляют.  Все это называется дневной занятостью . А вечером ребята, как и положено, возвращаются домой, на тренировочную квартиру.

— Мы бы очень хотели наладить соседские отношения, — говорит Мария Ягодина. – Хотели бы показать жителям ближайших домов, что наши подопечные такие же люди, как и все. Но пока нет такого контакта, какого бы нам хотелось.  Некоторые соседи очень радушны по отношению к ребятам. Другие просто игнорируют нас. Мы надеялись, что придут к нам в гости на день открытых дверей, зазывали на него всех желающих. Но пока не получилось общения. Ребят с нарушениями не нужно бояться,  отворачиваться при встрече, обходить стороной или жалеть. Они обычные молодые взрослые, которые хотят общаться, знакомиться, дружить, петь, танцевать! Но все еще впереди! Мы еще такой праздник двора тут устроим!

Студентов для совместного проживания подбирают очень тщательно.  У одних тяжелые множественные нарушения. У других легкие когнитивные расстройства, всем обязательно подбирают компанию для общения в соответствии с потребностью и с уровнем интеллекта. Взрослые люди все время рядом или на некотором расстоянии. Они, если понадобится, разрулят сложную ситуацию.

Первая неделя адаптационная.  Каждый вечер ребят забирают домой, а утром привозят. Потом становится ясно, кто уже готов остаться на ночь. В идеале пять дней студенты живут в квартире, а на выходные едут домой.

На период обучения перед каждым студентом ставятся и свои собственные задачи. Их он решить за период относительно самостоятельной жизни. Для кого-то задача – это поход за покупками в магазин,  для кого-то цель – научиться распределять бюджет. Для этого родители перечисляют на карту определенную сумму. Для кого-то важно приготовление определенного блюда на плите, например, картошки с мясом.  Это задача сейчас стоит перед Максимом.  Одна из целей Андрея – научиться мыться самостоятельно при словесной поддержке. Эти цели по прописанным алгоритмам тоже помогают осуществлять ассистенты.

Иногда разработчикам индивидуальных программ приходится поломать голову. На тренировочной квартире жил молодой человек, который не умел ни писать, не говорить, но очень хотел общаться.  А у родителей был запрос: научите его заказывать продукты в магазине через интернет-ресурсы.  Решено было учить по рисункам.  Несколько кликов на ноутбуке или смартфоне, и корзина заполнена. Придумали, как обучать расплачиваться. Курьеру, который придет с  продуктами, направляли сообщение о том, что у покупателя сложности с речью. Теперь ясно, что молодой человек, оставшись надолго один дома, сможет отовариться.

Полученный навык нужно обязательно закрепить. Если студента три месяца учить тому, что не будет применяться дома, то навык просто улетучится.

Каждый новый день, проведенный со студентами, для Ягодиных и их команды – это новый опыт. Впереди немало планов.  Есть идея продлить курс до четырех с половиной месяцев. Тогда у ребят будет больше времени научиться чему-то новому и необходимому.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *