В Новороссийске спустили венок в память о затопленных, но не сдавшихся 100 лет назад русских кораблях

Участники проекта «Мили морской славы» 18 июня совершили шлюпочный поход в память затопления Черноморской эскадры, которое произошло 103 года назад. На веслах прошли представители нескольких образовательных учреждений города, общественных организаций.

В этот раз ребята стартовали от Малой земли к Дообскому маяку и мемориалу «Морякам революции», рассказали в Морском университете Новороссийска. Ребята из «Шхуны ровесников» с борта шлюпки опустили венок памяти на воду бухты, а к памятнику принесли красные гвоздики.

Как все происходило в начале прошлого века рассказали в Новороссийском историческом музее. В апреле 1918 года немецкие войска, нарушив условия Брестского мирного договора, подписанного 3 марта 1918 года Россией и Германией, вторглись в Крым
Чтобы предотвратить захват кораблей Черноморского флота Германией, 23 апреля Совнарком предписал флоту при невозможности удержать Севастополь увести суда в Новороссийск, а те, которые не смогут выйти в море – уничтожить.    1 – 2 мая в Новороссийск удалось привести 2 линкора, вспомогательный крейсер, 14 эсминцев, 3 миноносца, 10 сторожевых катеров (с общим личным составом ок. 3500 человек) – наиболее дееспособную часть ЧФ.
Желая, во что бы то ни стало, завладеть  всем флотом, германское командование 11 мая ультимативно потребовало возвращения кораблей в Севастополь.  В подтверждение угрозы вход в Цемесскую бухту был блокирован немецкими подводными лодками, над бухтой и городом совершал полеты немецкий гидроплан.
Ради сохранения мирной передышки советское правительство было вынуждено направить германскому командованию фиктивную радиограмму о переводе кораблей в Севастополь.
Но, не желая отдавать их врагу, совнарком одновременно распорядился уничтожить находившиеся в Новороссийске суда. В Новороссийске на собраниях и митингах шла ожесточенная борьба по вопросу о потоплении флота. 17 июля часть кораблей – линкор «Воля», вспомогательный крейсер и 6 эсминцев покинули Цемесскую бухту.  В их числе был эсминец «Громкий».   Но выполнить приказ идти в Севастополь команда отказалась и 18 июня в 3 часа утра около Мысхако затопила свой корабль.
Вечером 17 июня в Новороссийске состоялось совещание наиболее активных противников сдачи немцам, на котором был выработан план затопления оставшихся кораблей.  Непосредственная задача затопления была возложена на эсминец «Керчь» под командованием В.А. Кукеля.

Таким образом, 18 июня 1918 года в Цемесской бухте были затоплены: линкор «Свободная Россия», 7 эсминцев: «Громкий», «Калиакрия», «Пронзительный», «Фидониси», «Гаджибей», «Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов»; 3 миноносца: «Сметливый», «Лётчик», «Стремительный».
Через несколько дней здесь были затоплены 6 иностранных транспортов, в годы 1 мировой войны переданных России странами-союзницами для обслуживания кораблей черноморского флота.
Большая часть затопленных кораблей была поднята в 20 — 30 годы.
Эсминец «Калиакрия» и транспорт «Эльбрус» после ремонта вошли в состав черноморского флота под названиями «Дзержинский» и «Куйбышев» и принимали участие в Великой Отечественной войне.  Остальные пошли на переплавку.  В 1964 и 1965 годах подняты эсминцы «Фидониси» и «Пронзительный».  В настоящее время на дне бухты остаются линкор «Свободная Россия» (корпус) и эсминец «Громкий».

Фото из хроники Новороссийского музея и ГМУ им. Ф. Ушакова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *