В Абрау-Дюрсо 77 лет назад не устоял фашистский «Зигфрид»

Прошедший сентябрь для новороссийцев – особый месяц. Месяц Освобождения. У каждой улицы Новороссийска, у каждого района города, у каждого села есть своя военная история. «Новороссийский рабочий» рассказал об Абрау-Дюрсо, жители которого несколько месяцев жили в оккупации. Красная армия освободила село 21 сентября 1943 года. Ей пришлось разрушить  оборонительную линию гитлеровцев «Зигфрид».

«Действия в районе Абрау-Дюрсо активизировались после высадки десанта в Южную Озерейку, – рассказывает краевед Роман Талдыкин. – Здесь был уничтожен из засады десантниками легковой автомобиль врага, двигавшийся по дороге Глебовка – Абрау-Дюрсо, и последний раз видели парашютистов группы старшего сержанта Михаила Типера».

Однако вести боевые действия в районе Абрау-Дюрсо по заданию командования Новороссийской военно-морской базы начали еще до высадки десанта на Малую Землю в ночь на 4 февраля 1943 года. Так, в тылу в районе озера Абрау действовала разведгруппа. В книге Талдыкина приводится наградной лист на радиста, краснофлотца И. Ермоленко, находившегося в составе разведгруппы с 25 января по 10 февраля 1943 года. Имея при себе радиостанцию, он сумел организовать бесперебойную связь с Новороссийской военно-морской базой. Все дни работал на открытом воздухе, в сложных условиях передавал все сведения о противнике, которые собирала разведгруппа.

Уже с 28 января в районе озера Абрау действовала партизанская группа численностью около 30 человек из отрядов «Ястребок», «Новый» и «Мститель», которую возглавлял комиссар отряда «Новый» Т. Трусов. Одним из заданий этой группы было прервать сообщение по дороге Новороссийск – Абрау-Дюрсо.

«Когда начался десант в Южной Озерейке (середина февраля 1943 года, – прим.ред.), то все в Абрау-Дюрсо кинулись кто куда, – вспоминала жительница Абрау В. Титова. – Что творилось, было трудно передать. В окнах выпали стекла. На горе, выше наших огородов, стояла батарея немцев. Их пушки стреляли по десанту. Не помню, может, на второй или третий день в наш дом постучались. Это были два наших матроса: «Мы свои, с Озерейки, с катера». Мама их предупредила, что на мосту немцы, что всем нам будет конец, но сама пошла в огород. Достала зарытое папино белье и дала им переодеться. Моряки были ранены. Спросили дорогу в сторону Натухаевской и ушли. Но оказалось, что они спрятались в сарае у соседей по улице, на сеновале. Кто-то их увидел и сообщил немцам на батарею. Моряков арестовали. Утром мы их увидели опять, их вели немцы, они были избиты. Их допрашивали в нашем доме, долго били, и я слышала их крики. А потом их увели и расстреляли в углу улицы. Похоронили их там же местные жители, а потом перенесли в братскую могилу в центре Абрау-Дюрсо вместе со всеми расстрелянными мирными жителями».

После разгрома фашистов в боях за Новороссийск советские войска стали продвигаться в район Таманского полуострова. Первым серьезным препятствием на пути наших войск стала оборонительная линия «Зигфрид», которая начиналась в районе озера Абрау и шла до Волчьих ворот. В ее основе были опорные пункты, расположенные на господствующих высотах, и сплошная линия обороны, состоявшая из проволочных заграждений, завалов, минных полей, которые контролировались пулеметами, минометами и артиллерией. Здесь находились части двух батальонов охраны и двух пехотных дивизий.

Лучше всего противником были укреплены подступы к Гузовой горе и к Абрау. Для того чтобы выбить врага с линии «Зигфрид», командование советских войск приняло решение нанести удары одновременно в трех направлениях. Один – силами 107-й стрелковой бригады в районе Южной Озерейки – Лиманчика – Дюрсо, второй – силами 81-й стрелковой бригады в районе Глебовки – Абрау, а третий – силами 176-й стрелковой дивизии и 83-й отдельной стрелковой бригады в районе Больших Хуторов – горы Гузовой.

На первом участке наши войска сумели всего за один час выбить немцев с линии обороны. На других участках сражение шло почти сутки. Помощь войскам оказали артиллеристы, которые вели массированный огонь по вражеским позициям, а также авиация, наносившая удары по тыловым частям.

К 20 сентября 1943 года советские войска вышли на линию устье реки Дюрсо – Раевская (в то время – Красно-Медведовская). Освобождение Абрау-Дюрсо было завершено 21 сентября, после того, как наши войска сбросили немцев с занимаемых позиций и обратили их в бегство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *