К эпохе зерновозов в Новороссийске привело одно из важнейших событий позапрошлого века.
В октябре 1894 года, 130-лет назад, началась эксплуатация новороссийского элеватора на 3 млн. пудов, который стал самым крупным в Европе и вторым в мире, после аналогичного сооружения в Чикаго, напомнили в Новороссийском историческом музее-заповеднике.
Некоторые источники утверждают, что элеватор был самым большим в мире. Этот факт основан на заявлениях Александра Щенсновича – инженера Владикавказской железной дороги, который принимал непосредственное участие в строительстве этого уникального сооружения.
Новороссийский элеватор, по типу своего устройства, принадлежал к американской системе. В целях пожарной безопасности он был построен их камня, кирпича и железа. Здание элеватора состоит из трех частей: двух боковых и средней с возвышающейся над ней башней. Фундамент сооружения «покоится» на скалистом грунте. Цоколь наружных стен элеватора построен из местного камня песчаника, а стены выше из кирпича двух цветов: красного и желтого. Также из кирпича сложены т.н. «закрома» (силоса), имеющие в плане форму шестиугольников (кроме боковых силосов). Вся кладка произведена на цементном растворе. В отличие от своих заморских аналогов новороссийский элеватор был электрофицирован.
Всего рабочих на элеваторе было 60 человек. Погрузка на пароход 10 тыс. пудов пшеницы лентой транспортера происходила за 1 час 40 минут. 10 тыс. пудов — это вместимость каждого зернохранилища на элеваторе. А всего зернохранлищ 882. Зернохранилище представляет собой глубокий шестигранный колодец, который содержится в чистоте и опрятности, не доступный грызунам. Взвешивание зерна происходит на 8 весах, «быcтро работающих, отмечая по 200 пудов».
Иллюстрация и фрагмент текста взят из книги научного сотрудника музея-заповедника Алексеева В.Е. «Новороссийск. Нефть и железная дорога».
Использованы материалы книги Б. Герасименко и С. Санеева «Новороссийск — от укрепления к губернскому городу».