На обреченных гектарах текут неучтенные ручьи, питающие Цемесскую рощу Новороссийска

Новороссийские экологи недавно сделали небольшое открытие: на пяти гектарах, которые отторгли от Цемесской рощи несколько лет назад, текут десять ручьев, которые нигде не обозначены на городских картах, рассказала «Сова плюс». О ручьях знали и раньше, не знали о том, что их никто нигде не учел.

Речь идет об участке, который отведен под прокладку федеральной трассы Цемдолина – Портовая, а значит. Стройка погубит водоемы, питающие обширный пойменный лес, поскольку юридически их нет, и мы можем прощаться с памятником природы.

Эти гектары прошли член Экологического совета при главе Новороссийска Татьяна Трибрат и краевед Сергей Стряпухин вместе с представителями Росприроднадзора, которые курируют особо охраняемые природные территории. Они своими глазами увидели ручьи, а Сергей Стряпухин нанес их схематически на карту

Началась эта история в 2018 году,  когда на федеральном уровне было решено построить трассу, которая бы увела из самого города грузовики, идущие в порт. Дорогу спроектировали так, что она затрагивала участок рощи.  Чтобы соблюсти законодательство, надо было каким-то способом вывести эти гектары за границы лесного массива.   Экспертизу обреченного участка по заказу заинтересованной стороны провели сотрудники НИИ прикладной и экспериментальной экологии ФГБОУ ВО Кубанского государственного аграрного университета. Это они утверждали, что здесь лес гибнет, заболачивается, роща деградирует. Именно этой точки зрения придерживались представители городской администрации, проводившие общественные слушания с целью корректировки границ Цемесской рощи.
Но совершенно иная точка зрения была и остается у неофициальных местных экологов. Они своими глазами видели зеленую зону, доказывали обратное – здесь живая роща. Да, этот участок действительно склонен к заболачиванию, но таково свойство пойменного леса. Именно на этой заболоченной местности несколько тысяч экземпляров белоцветника летнего, который занесен в Красную книгу РФ. А все остальное — шикарный лес. В нем, по словам эколога Антона Поповича, встречаются такие редкие растения как дикий лесной виноград, ветреница нежная, клекачка перистая, несколько видов орхидей.
Четыре года назад на общественных слушаниях местным экологам даже не позволили выступить. Многих новороссийцев власти убедили, что трасса, которая пройдет по правому берегу реки Цемес, – спасение от пробок в центре города, разбитых большегрузами улиц и выхлопных газов.
А новороссийских «зеленых» чуть ли не врагами выставили. Мол, они хотят лишить горожан спасительной трассы. Да только экологи вовсе не возражают против дороги в обход центра Новороссийска. Наоборот они двумя руками за. Но, по их мнению, дорогу нужно провести по левому берегу реки Цемес, в производственной зоне, которая сейчас принадлежит морскому порту Новороссийска,  утверждает Татьяна Трибрат. Существует подобная мировая практика прокладки трасс по эстакадам над промышленными территориями, и такой логистический гигант как ПАО «НМТП» мог бы и не лишать горожан части зеленого массива, иными словами «легких» для центра города.  Это мнение поддерживают и краевые независимые экологи.

Когда четыре года назад, когда 5 гектаров вывели из состава рощи, новороссийским экологам казалось, что, к сожалению, в этом вопросе поставлена точка. Тем более, что все были уверены: вот-вот начнется строительство.
— Главный архитектор – им был в то время Дмитрий Агапов — торопил с выполнением всех процедур. В администрации были уверены, что вот-вот начнется финансирование проекта, поэтому если в Новороссийске будут долго думать, то деньги пройдут мимо, и вообще никакой дороги  не получим,- вспоминает Татьяна Трибрат.
Несколько лет об этих пяти гектарах думали как о потерянных  навсегда. Надежда снова вспыхнула в декабре 2021 года, когда краевед Сергей Стряпухин, стал интересоваться маршрутом трассы «Цемдолина – ул. Портовая». Он начал писать письма во все ведомства причастные к проекту, которого ждут в городе. Сергей Стряпухин обратился в Администрацию Краснодарского края, Азово-Черноморскую межрайонную природоохранную прокуратуру, аппарат Правительства России, министру природных ресурсов Кубани, Управление Росприроднадзора и Следкома России по Краснодарскому краю с просьбой проверить законность постройки трассы на бывшей территории памятника природы «Цемесская роща». Новороссийские экологи выступили в его поддержку.

И недавно Татьяна Трибрат и Сергей Стряпухин вместе с сотрудниками краевого управления особо охраняемых природных территорий прошли  по небольшой части Цемесской рощи, которая официально ею не является и пойдет под  вырубку, чтобы очистить место для стройки. Специалисты краевого ведомства инспектировали ту часть лесного массива, которая сегодня официально является Цемесской рощей. Они также сопровождали общественников и по отторженному от памятника природы участку.
Вместе обошли все имеющиеся десять ручьев.

Один из них главный, он течет с возвышенности по улице Луначарского из Черкесского ущелья – это знаменитые 12 водопадов, питает весь зеленый массив.  И тогда экологи, благодаря своим спутникам из краевого управления, выяснили, что на кадастровом учете состоит только один из ручьев, проходящий в районе торгового центра Бон Пассаж.  Но не главный.

Если водоемы не поставлены на учет, с ними делают все, что хотят. Это доказала ситуация, сложившаяся при строительстве детского сада в районе Пионерской рощи. Поэтому в соответствующие ведомства направлены обращения, с просьбой «учесть» все  ручьи в районе плавней как водные объекты. Специалистов природоохранного ведомства также заинтересовало, почему эти ручьи, питающие памятник природы, не очищены от бытовых стоков. Оказывается, на них должны быть установлены мусороуловители или какие-то иные очистители.
Если их в процессе строительства засыпать, спрятать в бетонный желоб, то судьба всей рощи окажется плачевной, — таков прогноз экологов. В результате мы получим дорогу, которая служит интересам бизнеса, но потеряем рощу, которая дает кислород всему городу. Если все ручьи будут стоять на кадастровом учете, то с этим будут вынуждены считаться и при прокладке трассы. Проект должны будут скорректировать.
Но сегодня губернатор Вениамин Кондратьев уже объявил, что пройдена госэкспертиза трассы «Цемдолина – ул. Портовая», что выделены 19 миллиардов рублей на стройку.  Однако общественники уверены, что шанс достучаться до чиновников есть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *