В Новороссийске штрафники свою вину смывали кровью

Победе над Германией в этом году исполняется 74 года. Но в истории Великой Отечественной войны до сей поры остаются белые пятна. В недавно вышедшем сборнике городского музея-заповедника «Исторические записки» опубликовано исследование краеведа Романа Талдыкина об участии штрафников в боях за Новороссийск. Об этом рассказывает «Сова плюс».
4 февраля 1943 года к берегу Южной Озереевки первыми подошли пять сторожевых кораблей, под огнем противника высадили штурмовой отряд. На борту флагманского катера находился командир этого отряда, капитан 2 ранга В.Л. Шатский. Его фамилия – в списке погибших на одной из памятных мраморных плит, установленных в Южной Озереевке. В одном из документов тех лет Роман Талдыкин обнаружил, что Шатский значится как «бывший капитан 2 ранга». Получается, что на берег в Южной Озереевке десантировались моряки-штрафники? Этот вопрос стал отправной точкой для исследования.
Штрафники в советской армии и на флоте, как мы знаем, появились после знаменитого сталинского приказа, известного как: «Ни шагу назад!» В составе ВМФ было создано тринадцать отдельных штрафных подразделений, семь рот и шесть взводов, в том числе два на Черноморском флоте. Штрафбаты флота предполагалось применять на наиболее тяжелых участках наступления, впереди обычных боевых частей, которым они придавались с целью прорыва обороны противника. То есть там, где бой связан с явным риском для жизни, где есть реальный шанс искупить вину кровью. Высаживаться в первом эшелоне основного десанта в Южной Озереевке – как раз такая задача.
В октябре 1942 года Шатский был осужден к 10 годам лишения свободы без поражения в правах с лишением воинского звания «капитан 2 ранга». Приговор отсрочили и направили осужденного на фронт. До его гибели оставалось всего три месяца… В мае 1943-го военный трибунал Черноморского флота «учитывая, что Шатский, находясь на фронте в десантной группе, показал себя стойким и преданным Родине и в борьбе с немецкими захватчиками проявил мужество и пал смертью храбрых защитников Советского Союза … определил: В.Л.Шатского от отбытия наказания – лишения свободы – освободить и … считать несудимым».
Известно, что в декабре 1942 года 255-я бригада морской пехоты получила пополнение: 250 человек 613-й штрафной роты (к февралю их было уже более 400) и 20 человек 588-го штрафного взвода начсостава (к февралю больше 50). Люди пришли разные. Так, в группе красноармейцев одной из штрафных рот были выявлены явно пораженческие и предательские настроения: «Высадимся – сдадимся в плен». Четверо из 10 человек были арестованы, за остальными установлено наблюдение.
Из приказа о погрузке личного состава на плавсредства следует, что часть 588-го штрафного взвода начсостава была высажена на берег в Южной Озереевке со сторожевых катеров в составе штурмового отряда. Из 613-й роты на берег высадились 200 человек. Всем им пришлось разделить судьбу тех, кто сражался в окружении более трех суток. Остальной личный состав 613-й штрафной роты в высадке не участвовал.
Почему же штрафников нет в списках погибших в Южной Озереевке? Дело в том, выяснил краевед, что имена большей части личного состава бригады так и остались неизвестными. В мае 1943 года командование 255-й бригады морской пехоты констатировало, что из высадившихся 1393 человек без вести пропало 1350 человек. Причем не установлены полные данные на 840 бойцов, потому что «канцелярия 14-го и 142-го батальонов со списками учета личного состава в момент высадки десанта и обстрела кораблей противником вместе с писарями утонула в море». Кроме того, штрафники зачастую прибывали в распоряжение бригады вовсе без документов. В результате, сегодня в списке погибших в Южной Озереевке десантников значится 706 человек. Причем это не только пехотинцы 255-й бригады, но и парашютисты, танкисты, моряки с погибших кораблей. Имеются имена пропавших без вести бойцов и даже выживших участников десантной операции, которые не числятся ни в одной из указанных воинских частей. Как они оказались в составе десанта – неизвестно.
В последующих отчетах о боевых действиях в Южной Озереевке, пишет Талдыкин, о личном составе штрафных подразделений упоминаний нет. Есть боевая характеристика 255-й бригады морской пехоты, подписанная полковником Потаповым А.С., где он пишет об участии в операции штурмового отряда в составе 300 человек под командованием бывшего капитана 2 ранга Шатского.
Итак, заключает автор исследования, несмотря на план погрузки личного состава и боевой приказ на высадку десанта, нет других документов военных лет, подтверждающих участие штрафников в боях в Южной Озереевке. Есть пока одно доказательство – гибель на борту СКА-051 В.Л. Шатского. Кроме того, информация об участии в боях на южно-озереевском плацдарме периодически появлялась в воспоминаниях, опубликованных в новороссийских газетах.
А вот участие штрафников в боях на Малой земле – бесспорно. 588-й штрафной взвод высадился на плацдарм в ночь с 5 на 6 февраля 1943 года, 63-я штрафная рота – через сутки. В архивных документах написано об этом так: «В этих боях особую стойкость и геройство проявила 613-я отдельная штрафная рота. Перейдя в наступление на высоту с кладбищем, к 13:00 заняла территорию, захватив при этом до четырех огневых точек и ДЗОТов противника. Отступая, противник оставил более ста трупов своих солдат и офицеров. Лейтенант Павлещук, дважды раненый, не ушел с поля боя до тех пор, пока не была приостановлена контратака противника. Командир роты капитан Григорьев в этих боях был дважды ранен, но остался в строю и продолжал руководить. О бойцах и командирах 613-й отдельной штрафной роты можно сказать коротко. Все они свято выполнили свой долг перед Родиной. Их героизм был массовым и коллективным».
Также мужественно, пишет автор, сражались бойцы штрафной роты и в последующих боях. С апреля по сентябрь 1943 года судимость была снята с 55 штрафников, а 11 были награждены орденами и медалями. В боях на Малой земле проявил героизм и личный состав 588-го штрафного взвода начсостава.


Не стоит забывать, подчеркивает исследователь, что и в сентябрьских боях за Новороссийск моряки-штрафники шли в первом эшелоне десанта. В исследовании В.И.Савченко о моряках-куниковцах говорится, что с группой А.В. Райкунова на берег высадились 128 бойцов 613-й штрафной роты. В книге В.С. Бирюка о моряках-катерниках указывается, что на пристанях № 4 и № 5 высадились два взвода 613-й штрафной роты и отделение 588-го штрафного взвода под общим командованием командира роты автоматчиков капитана-лейтенанта А.В. Райкунова. Известно, что при высадке на берег в районе мыса Любви погибли 62 человека из штрафной роты и 42 человека из штрафного взвода.
Ранение или гибель снимали с них судимость. «В борьбе с немецкими захватчиками проявил мужество и пал смертью храбрых», — такие решения военных трибуналов возвращали им добрые имена и достойную память.
Через штрафные части за годы войны прошло более 400 тысяч человек. Все они с оружием в руках в составе боевых частей воевали на самых опасных участках фронтов. Да, они временно были лишены наград, званий и доброго имени. Но никто не смог лишить их права отдать за Родину свою жизнь. Так пусть они останутся для нас простыми солдатами Великой Отечественной войны, которые внесли не менее ценный вклад в победу над врагом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *