В Новороссийске спасают в «золотые» часы на «золотых» койках

В этом году на государственном уровне была продекларирована забота о продолжительности жизни россиян. Новый национальный проект «Здравоохранение» напрямую коснется Регионального сосудистого центра (РСЦ) в Новороссийске, уверяет его руководитель Светлана Уткина.

В 2019 году ждут поступления нового оборудования. Впервые в Новороссийске в бюджетном учреждении здравоохранения появится магнитно-резонансный томограф. С его помощью можно успешнее диагностировать заболевания центральной нервной системы, малого таза, суставов. Сейчас пройти МРТ новороссийцы могут только платно – либо в частных медцентрах, либо в ведомственных клиниках. По федеральной программе скоро должен прийти современный компьютерный томограф и ангиограф – аппарат, позволяющий проводить операции на сосудах сердца и головного мозга.

Центр находится на четвертом этаже первой горбольницы, он – часть огромного медучреждения, но достаточно автономен. Идею создания сети региональных сосудистых центров по всей стране Светлана Уткина считает гениальной. Она организовывалась в 2011-2012 годах благодаря национальному проекту «Здоровье» и программе модернизации здравоохранения, существенно меняя скорость и качество оказания помощи людям при инсультах и инфарктах.

Когда случилось нарушение мозгового кровообращения, для спасения человека дорога каждая минута. Промежуток времени, когда есть максимум шансов на возвращение к жизни, называется «золотой час». На самом деле – четыре часа. Если в них уложиться, то согласно статистике, у 30 процентов больных с инсультом не будет никаких серьезных последствий – ни памперсов, ни ходунков, ни потери речи. Главное – вовремя попасть в руки медиков.

В Минздраве России рассчитали, в каких муниципалитетах должны находиться первичные и региональные сосудистые центры, чтобы за 40 минут скорая успевала транспортировать пациента в специализированное отделение. Он не проходит через приемный покой, а сразу попадает на обследование. Чтобы спасти человека, надо действовать строго по протоколу – это алгоритм, составленный по рекомендациям самых серьезных медицинских НИИ, в соответствии с новейшими разработками мировой науки.

— Медики «скорой помощи» иногда перестраховываются, когда ставят диагноз «нарушение мозгового кровообращения», и это правильно. В подобных случаях всегда лучше перестраховаться. Но если у больного нет угрожающего жизни состояния, мы не можем оставить его в нашем центре, — объясняет Светлана Уткина. – У нас каждая койка «золотая». Тогда мы извиняемся перед нашими пациентами и отправляем долечиваться амбулаторно, в крайнем случае, в терапевтическое отделение, где есть стационар. Но сначала каждый пациент, привезенный бригадой скорой медицинской помощи с подозрением на инсульт, проходит весь спектр диагностических исследований, позволяющих исключить этот диагноз, совершенно бесплатно.

Каждый день в РСЦ поступает 10–12 больных с инсультами. Их количество увеличивается, когда бушуют магнитные бури, меняются фазы Луны. Во время суперлуния в центр доставили 14 больных за одну только ночь. В курортный сезон тоже нагрузка на отделение возрастает. Люди во время отдыха почему-то прекращают принимать препараты, назначенные врачом, злоупотребляют солнцем и увеселительными напитками.

За 2018 год с инсультами поступило 1 692 больных. Спасти удалось 1 455 человек. Результат выше, чем в целом по стране, но не повод для гордости, считает Светлана Геннадьевна, ведь больше 200 человек к жизни вернуть не смогли.

В сосудистый центр привозят и с инфарктами, с таким диагнозом процент спасенных больше. Пациенты с острым коронарным синдромом госпитализируются сразу в рентгеноперационную для проведения эндоваскулярных операций (внутри сосудов, обеспечивающих работу сердца).

Сама Светлана Геннадьевна ведет больных блока интенсивной терапии и одну из палат отделения, вытаскивает с того света больных с инсультом. В неврологии она – специалист высочайшего уровня. К своим коллегам относится с большим трепетом. Взять к примеру, нейрохирургов, которые оперируют пациента при кровоизлиянии в головной мозг, разрыве аневризмы артерий головного мозга.

— Это два молодых человека – Деревцов Александр Андреевич и Трепезников Виктор Григорьевич. Не в Москве, не в Питере, а здесь, в Новороссийске, они под микроскопом делают высокотехнологичные операции на головном мозге, — восхищается заведующая центром. – Это космос!

View this post on Instagram

От Светланы Уткиной, заведующей Региональным сосудистым центром на базе первой городской больницы, зависит жизнь людей, у которых случился инсульт. Это то самое состояние, когда самое страшное может произойти с пациентом в очень короткое время. У Светланы Геннадьевны есть небольшой кусочек "золотого" часа, чтобы не дать ему умереть. Хрупкая на вид, самая обычная женщина вместе со своей командой каждый день оказывает помощь 10 — 12 пациентам. Коллег хвалит за работу. Себя — никогда. Ведь всегда есть возможность что-то сделать лучше. Она рассказала, как сложно подбирать кадры в сосудистый центр. Еще больше новостей на сайте Новорос Стартап. Активная ссылка в профиле. #livenvrsk#allnvrsk#Новороссийск#Новороссийск2018#novorossiysk#lovenvrsk#novorossiysk#novoross#novorossiysk#novorossisk#novorossiysk_city#новороссийск2019#нврск #typicalnvrsk #novoross_today#love_nvrsk#Россия#рф#Краснодарскийкрай#крд#абраудюрсо#черноеморе#анапа#геленджик#

A post shared by Новости Новороссийска (@novoross_startup) on

Найти специалистов для РСЦ очень сложно. Прежде всего потому, что здесь нет времени подумать, проанализировать, сделать паузу. Нужно действовать быстро, автоматически, а не все врачи на такое способны.

Несколько лет назад Светлана Геннадьевна заведовала неврологическим отделением в ФМБА, в больнице моряков. И там все было по-другому. Все больные плановые, немало платных. С ними работала не ради спасения, а для реабилитации. А в сосудистый центр попадают все, кому нужна экстренная помощь, не самые благополучные, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Врач жалеет всех и делает все, что должен.

— Скажите, а были в вашей практике случаи, за которые хочется себя похвалить?

— Команду обязательно хвалю. Себя – нет. Потому что всегда можно сделать еще лучше и есть центры, где делают лучше. Хвалить себя – гордыня. Я хожу в церковь и прошу Бога, чтобы он как можно дольше оставлял мне возможность спасать людей. Для этого стараюсь жить по совести.

Светлана Добрицкая для газеты «Сова плюс»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *