Новороссийский шестиклассник нашел в Мысхако роддом краснокнижных черепах

Новороссийский шестиклассник из школы № 27 Тимофей Громов каждый четверг поутру собирает свой рабочий рюкзак и идет на окраину села Мысхако проведать своих подопечных черепах.  Там на нескольких склонах  у рептилий  не просто место обитания, а настоящий родильный дом.

Вместе с ним по узким тропинкам, вдоль виноградников пробираюсь и я, и еще целая делегация любопытствующих.  А Тимофей рассказывает нам о том, каких редких животных мы можем встретить здесь, в местах, где неподалеку выстроили солидные особняки, проложили грунтовую дорогу. Оказывается, в нашей стране обитает всего-то четыре вида черепах, из них только один вид сухопутных – «средиземноморская черепаха Никольского».  Именно эти животные облюбовали окрестности Мысхако.  Они находятся под угрозой исчезновения и занесены в Красную книгу – международную, российскую, Краснодарского края.

Тимофей  с раннего-раннего детства интересовался существами, которые живут в нашем мире помимо Homo sapiens.  Вначале проявлял особый интерес к богомолам, наблюдал за ними в собственном дворе, даже мухами подкармливал. Потом, в третьем классе, тоже не выходя со двора, провел небольшое исследование. Нашел у себя в песке муравьиного льва, тоже занесенного в Красную книгу, и видимо, неместного. Песок был привезен из другого района. Взрослое насекомое, можно сказать, «белое и пушистое». А его личинка – такое вытворяет! Делает в песке глубокую воронку, залезает туда, а на поверхность выставляет челюсти. Так охотится, бросает в потенциальную добычу песок…  Свои наблюдения Тимофей описал в школьном проекте и занял второе место в краевом конкурсе семейных экологических проектов.

А потом была экскурсия с летним лагерем по Пионерской роще, где произошла знаменательная для Тимофея встреча. Рассказывал школьникам о растениях и животных педагог Дворца творчества по экологии Антон Попович. Тима слушал и восхищался тем, как много он знает. А Антон Владимирович заметил Тимофея, потому что мальчик набрал целую кепку пустых коконов от цикад. Через некоторое время Тима записался на занятия по экологии к Антону Поповичу.

Увлечений различными животными  у подрастающего натуралиста было много. Вот сейчас рептилии. К черепахам у него особое отношение.

— Мне интересны черепахи потому, что они современники динозавров, — объясняет Тимофей. – Говорят, им 200 миллионов лет!  Но динозавры давно вымерли, а  они, тяжелые, неуклюжие, медлительные, живут. Может быть, потому что сильно уменьшились в размерах. Представляете, миллионы лет назад они были громадными! Сейчас длина черепахи Никольского составляет максимум 30 сантиметров, по крайней мере, в нашей местности! Но  этот вид остался на земле. А всякие там бронтозавры, ящеры, тираннозавры исчезли.  Мне хочется понять, почему. А вдруг, наблюдая за черепахами, я открою этот секрет?

Идею изучить конкретный вид  — средиземноморская черепаха Никольского, — Тимофею подсказал Антон Владимирович. Но вначале рептилий надо было обнаружить.  Поскольку водиться в этой местности черепаха могла лишь чисто теоретически – ей подходил климат и рельеф. Все эти условия для проживания «тортил»  шестикласснику пришлось основательно изучить и только потом отправляться на поиски. Нужно было осмотреть открытые скальные склоны, которые находятся рядом с лесом.  В кустарниках и под деревьями в траве черепахи прячутся от жары,  скрываются от  других обитателей этих мест.

Прошлой осенью Тима и Антон Владимирович на четырех склонах обнаружили четырех черепах, а весной их уже насчитывали пятнадцать. Для территории площадью примерно 9 гектар это не так уж и мало.

Тимофей выходит к своим черепахам, вооруженный разными инструментами. Линейка и штангенциркуль требуются для  того, чтобы измерить величину животного. Юному натуралисту попадались разные особи – от только что вылупившихся из яйца, малюсеньких, величиной с грецкий орех, и уже взрослых рептилий, которые выросли.

В рюкзаке у шестиклассника еще  и термометр. Он нужен для того, чтобы мерить температуру  рептилий. Градусник прикладывается к тому месту, откуда из панциря выходит шея. Измерять температуру животных надо, чтобы понять, активны они или находятся, так сказать, в полусонном состоянии.

Чтобы черепаха ползала, ела травку, она должна согреться. Обычно ее температура на два-три  градуса выше, чем температура окружающей среды. Комфортнее всего ей быть на открытом пространстве, когда воздух максимально прогревается до 20 градусов. В жару она удаляется в тень, при похолодании, когда выше 5 градусов ртутный столбик не поднимается, черепаха закапывается в землю.  Там пережидает до весны непогожие дни.

Кроме температуры Тимофей определяет и возраст. Один из способов – посчитать годовые кольца. Да, да у этих пресмыкающихся, как у деревьев, есть такой признак. Годовые кольца образуются на щитках панциря.

Еще обязательные атрибуты исследователя – маркер и напильник. Маркером Тимофей пишет на панцире номер черепахи. Но  надпись может стереться.  Так что вдобавок в ход идет напильник. В определенных местах панцирь можно подпилить так, чтобы не нанести вреда животному.

 — Я стараюсь черепах брать в руки, так чтобы они чувствовали, как можно меньше неудобств, — делится Тимофей. – Но они все равно испытывают стресс. Да еще какой! Одна черепаха так испугалась, что, когда я ее опустил на землю, она побежала с неслыханной скоростью – стометровку преодолела за пару минут…

Самое удивительное открытие Тимофей сделал прошлой осенью. На одном из своих участков она нашел семь (!) черепашьих гнезд.  Для места, где поселились животные из Красной книги, это очень много: целый черепаший роддом.  В некоторых гнездах Тимофей  даже остатки скорлупы видел. Если маленькие черепашки вылупляются в холодное время, то они не выходят на поверхность, а прорывают себе небольшой туннель, делают камеру  для зимовки и ждут теплого времени.

— Черепахи – плохие родители, — сетует Тимофей. – Они только откладывают яйца. И все на этом материнские обязанности самок заканчиваются. А малыши растут сами как могут. Первые два года панцири у них очень мягкие, а врагов хватает. Даже хищные птицы могут их расклевать. Поэтому надо придумать что-то такое, чтобы сохранить черепах.

Лучший вариант, считает он, — особо охраняемая природная территория, такая как «Прилагунье», «Пионерская роща», «Южные пруды».  Вот и рептилиям надо отдать уголок в окрестностях Мысхако.  Тут, кстати, ни одним только черепахам хорошо живется. Тимофей встречал тут редкого оливкового полоза, желтобрюха тоже видел. А еще орхидеи цветут, можжевельники, другие краснокнижные растения. Но по растениям специалист Антон Владимирович, а Тимофею не до них. Для него лучше рептилий никого нет.

Вот лет так через десять, мечтает шестиклассник, он закончит биофак хорошего вуза. Хочется, чтобы это был МГУ. Станет герпетологом – специалистом по амфибиям и пресмыкающимся. В этом качестве отправится на Амазонку.

Здесь, в родном поселке Мысхако, надеется Тимофей,  с экологией все уже будет в порядке. Черепахи окажутся под охраной в этой самой особой зоне. И он с легким сердцем отправится в южноамериканские тропические леса. Там есть удивительные змеи и ящерицы. И может быть, когда он будет их изучать, то станет еще немного ближе к тайне динозавров?

Светлана Александрова для газеты «Сова плюс»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *