Уникальный новороссийский проект «Высшая степень отличия», получивший в прошлом году президентский грант, собирает детские рисунки для серии мультфильмов о городах-героях, рассказывает «Сова плюс». Как ни странно, самые активные участники проекта живут не в Новороссийске. Среди более 600 полученных работ только несколько десятков созданы нашими авторами.
Тысячу ярких листовок с приглашением участвовать в конкурсе в прошлом году разнесли по всем городским школам. Нужно было свой рисунок, посвященный теме обороны одного из городов-героев, сфотографировать или отсканировать, загрузить на сайт www.города-герои. дети или принести лично в студию «Анимакино» на Анапском шоссе. Первым пришел рисунок из… Севастополя.
Вообще, как рассказывают профессиональные аниматоры, руководители студии Татьяна Федорова и Михаил Бутылин, Крым и конкретно Севастополь очень активны. Много рисунков поступает из города-героя Мурманска, из Москвы и Санкт-Петербурга. Детские работы идут и из тех мест, куда Великая Отечественная не дошла – из Челябинска, Перми. Участвуют дети из Белоруссии и даже Казахстана.
О проекте рассказали центральные телеканалы и написали многие газеты. А Новороссийск как молчал, так и молчит. Откликнулись в нашем городе только те, кто традиционно близок к теме патриотизма и профессионально подходит к участию в различных творческих конкурсах – художественная школа имени С. Эрьзи и детская школа искусств имени Л. Гергиевой. Городские общеобразовательные заведения проект практически проигнорировали.
Наталья Федорова:
— Никто не хочет этим заниматься. Все ссылаются на большую занятость. Хотя проект можно рассматривать как одно из направлений патриотической работы и развивать на многих уроках. Здесь и история, и рисование, и литература с русским (например, сочинение «Мой дед на войне»), и география. Этим можно и нужно заинтересовывать детей. Видимо, просто желания нет.
— Когда первый мультфильм появится на экране и про какой город-герой он будет? У новороссийских детей еще есть время прислать рисунок и заработать всероссийскую славу?
Наталья:
— Рисунки на конкурс принимаем до июля. На портале города-герои.дети есть отдельная вкладка, где по мере готовности мы будем размещать мультфильмы. Естественно, первой будет Брестская крепость.
— Я знаю, что на подходе и второй проект, который также получил президентскую поддержку…
Наталья:
— Второй проект у нас об истории Новороссийска, работа над ним началась в декабре. Это фильм, где дети в кадре будут рассказывать о родном городе, а на заднем плане в качестве иллюстрации пойдет анимационная часть. Конечно, оба фильма (и по истории Новороссийска, и про оборону города) хотим сделать к сентябрю, когда будут отмечаться сразу три знаменательные даты – день основания города, освобождение от фашистов и присвоение звания «город-герой».
Михаил:
— Сейчас думаем, как будем на этот раз собирать рисунки. Может, конкретно история родного Новороссийска детское население больше заинтересует?! Скорее всего, в ближайшее время начнем проводить кастинги. Дети должны очень хотеть рассказать о городе. Не на телевидение попасть, а именно доходчиво, ярко, эмоционально рассказать историю Новороссийска для своих сверстников.
Наталья:
— Тут нужна колоссальная работа по подготовке детей. У нас режиссер из Щукинского института занимается с ними: и дикцию, и голос ставит, учит, как правильно себя преподать. И азам режиссерской работы обучаем и, конечно, приемам анимационного кино. Нет такого, чтоб мы сели, нарисовали и скомандовали детям: « Обведите!». Так делают в некоторых других студиях. Нет, наши дети полностью сами разрабатывают персонажей, сценарии, делают раскадровку и так далее по технологии. Нам приходится привлекать профессоров истории, знающих людей, чтобы не искажать факты. Но основная цель – сделать фильм о том, как дети видят историю Новороссийска.
Михаил:
— Важно и то, чтобы они смогли материал усвоить. Нельзя обрушить тонну информации, которую дети только с десятого раза поймут. Надо чтобы заинтересовались и продолжили в этом направлении самообразование.
— Понятно, что такие проекты интересны вам, организаторам и участникам. Будет ли это интересно зрителям?
Наталья:
— Мы решили делать мультфильм потому, что другие виды подачи патриотической информации школьникам не интересны.
Михаил:
— Вкус, к сожалению, портится, надо это признать. Поверхностное отношение к сюжету, реагирование только на яркое, быстрое, не нагруженное смыслом – в этом комфортном поле дети и стремятся пребывать. Мы хотим все-таки увлечь их тем, что говорится с экрана.
— На рисунках советский солдат не похож на человека-паука?
Михаил:
— Нет, к счастью, ничего подобного.
— Могу ли я сделать мультфильм дома, имея под рукой элементарную аппаратуру?
Михаил:
— Нет. Мультипликация сегодня – это знания и практика, умение наблюдать за окружающим миром, за собой. Чтобы герой правильно пошел в кадре, нужно простоять часами перед зеркалом. Чтобы он заговорил, надо взять зеркало и в него говорить. Это очень большая работа. На самых ранних этапах мы, например, рассказываем ребятам о сохранении объема, изменении формы – без этого никак. Иначе будет мельтешить на экране нечто, не похожее ни на что.
Наталья:
— Сейчас на самом высшем уровне провозгласили поддержку анимации. О всплеске и речи быть не может, но подъем однозначно идет. Несколько лет назад мы провели вебинары для всей России, хотели поделиться своими знаниями. После этого проекта по стране пооткрывалось много студий мультипликации, этим делом занялись все кому не лень. Знаний мало, но людей это не смутило, они стали зарабатывать деньги. Конечно, дело интересное. Но мы это делали в рамках проекта «Мульттерапия», надеялись, что наработки возьмут на вооружение педагоги в целях реабилитации детей с ДЦП, для их творческого развития, социализации. А получилось, что большинство извлекают выгоду. Сейчас на фестивалях или конкурсах показывают фильмы, где пять-десять минут на экране какие-то стоячие персонажи. Смотреть невозможно, озвучки нет, качество жуткое. А детям и родителям нравится.
Из таких студий приходят к нам, приходится переучивать, объяснять, что это работа, а не развлечение, придется усилия прикладывать. А у них уже – хлоп! – и готово: «Смотрите, я на смартфоне мультик снял!» Это – не анимация. Чтобы создать самую простую анимацию в технике «перекладка», в которой Юрий Борисович Норштейн шедевры делает, надо много работать. Чтобы один мячик пропрыгал через весь экран буквально за две секунды, нужно работать полтора часа. В секунде 25 кадров, две секунды – 50 кадров. То есть 50 раз ребенку нужно передвинуть мячик. Это долго, даже мучительно. Поэтому придумываешь каждый раз, как сделать это интересно.
Михаил:
— Мы категорически против синтетики. Для нас мультипликация – это аудиодорожка, видеоряд, никак не обработанный, фотографии в правильном порядке. И уж никак не корректировки с помощью компьютера, мы этого не приемлем. Абсолютно.
— Взрослые к вам приходят заниматься? Принимаете?
Михаил:
— Взрослые частенько становится нашими слушателями. Но бабушкам-дедушкам быстро становится тяжело, никто так и не сделал что-то качественное. Вот если ты готов потратить время и действительно хочешь этим заниматься, то добьешься многого.