Новороссийцы продают звуки прошлого

Коллекционеры в Новороссийске бережно собирают не только монеты и марки, но и звуки из прошлого, которые извлекает шуршащая патефонная игла, рассказывает «Сова плюс». Юлия Дасновская, профессионально занимающаяся антиквариатом, к этой своей коллекции относится особенно трепетно.

В пожелтевших от времени, скромных, бумажных, почти без картинок конвертах стоят ряды послевоенных патефонных пластинок. Все они в рабочем состоянии – ставь и слушай.

— Здесь 1950-1960-е годы – время моей бабушки, молодость моей мамы. Сейчас я вам поставлю мое любимое.

Юлия подходит к патефону, выпущенному в СССР в 1933 году. Он и сам – антикварная вещь, поэтому обращения требует нежного, но с усилием.

– Тут не в розетку нужно включать аппарат. Заводится ручкой, как раньше мотор машины запускали – сначала идет легко, потом все туже и туже. Если перекрутить – пружина лопнет и придется восстанавливать. А для патефона нужен хороший часовой мастер. Если заведешь недостаточно – звук к концу песни будет тянуть. Теперь опускаем иглу на пластинку. Слышите шорох? Совсем другое отношение к музыке, правда?

Правда. Всегда думала, что патефонное шуршание – просто телевизионный эффект для аромата старой хроники…

— Шорох и шипение – особенность техники воспроизведения. И половина впечатления. Это как психотерапия.

Поет легендарный итальянский мальчик Робертино Лоретти. В личной коллекции Юлии уже 12 патефонных пластинок этого исполнителя. Всего же – несколько сотен экземпляров.

Потом хозяйка ставит Минсарову и мы слушаем «Давай никогда не ссориться». Патефонный диск и винил крутятся одинаково – от краю к центру. Граммофонные (их почти не осталось) наоборот, от центра к краю. Завода патефона хватает строго на одну песню. В этом тоже свой шарм… Кстати, пластинки, предназначенные для патефона, можно прослушивать и на современных проигрывателях, если есть скорость в 78 оборотов.

— Патефоны есть у многих коллекционеров, часто как предмет антиквариата хранятся. Они их не продают, специально находят пластинки, под которые можно танцевать – вальс, к примеру. Выезжают на природу или выставляют во дворе по праздникам, танцы под патефон устраивают. Вся улица сбегается! Знаю, что в станице Анапской, в Джигинке так делают, причем совсем не старые люди. Тащат что-то на стол и отмечают вместе, например, День Победы.

В закромах у новороссийцев много пластинок. Хранятся они, в основном, неправильно, в стопках, от чего нижние быстро приходят в негодность. А нужно только вертикально и перед каждым использованием обязательно протирать.

Сегодня в моде Утесов, Шаляпин, Шульженко. Из винила – роковые «Ария», Элтон Джон, «Галактика», «Карнавал», «Наутилус», «Машина времени». Любят молоденьких Аллу Пугачеву и Валерия Леонтьева.

К сожалению, большинство отечественных пластинок коммерчески значимой цены не имеет. Но Утесова в хорошем состоянии можно продать и за 1 200 рублей.

— На продажу горожане приносят очень много балета и танцевальной музыки. Раньше это было весьма популярно, мы со всеми дружили – и на пластинках итальянские, испанские танцы, инструментальная классика. Есть и постоянные покупатели, которые много слушают. Каждый ищет свое. К примеру, учительница музыки собирает свою подборку. Да, есть у нас такие учителя, увлеченные люди, которые за собой ведут. Их ученики будут понимать, о чем поют в опере и танцуют в балете. Конечно, таких учителей – один на миллион. Но они есть.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *