Зрелые новороссийцы хорошо помнят Юрия Мошу, одного из первых предпринимателей города. Он засветился в деловых кругах, когда был в достаточно юном возрасте. Мнения людей, знавших его, неоднозначны.
Потом Юрий исчез из поля зрения новороссийцев. Как выяснилось, эмигрировал в США. Основал там компанию «Второй паспорт». Телеканалу Мир 24 он рассказал, как заработал свой первый миллион.
— В юности я несколько лет проработал в рекламной службе телеканала в Новороссийске. Мы делали рекламу мороженого «Марс». Его мороженое привозили в Новороссийск из Турции не централизованно, не на промышленных фурах в огромных холодильниках, как сейчас.
Перевозкой после распада СССР занимались отдельные частники или, как их тогда называли, челноки. Помню, мы рекламировали тогда коммерческие банки, которые сами лишь начинали работать – и они, и мы были первопроходцами. У меня до сих пор сохранились мои первые рекламные ролики 1993 года выпуска. Сделать их мне помог тогда мой младший брат Сергей – его я использовал в качестве актера. В роликах участвовали также дети подруг моей мамы и все мои знакомые, кого я только мог привлечь к участию в съемках.
Когда мы только начинали, еще не было никаких правил на рынке. Только-только закончилась перестройка, начался капитализм, и никто не знал, с чем его едят. Деловая этика, клиентоориентированность – это все только зарождалось. Что-то копировали с Запада, до чего-то доходили своим умом, путем проб и ошибок.
О деньгах не думали, нам просто очень хотелось попробовать свои силы в чем-то новом. Казалось, что мы сейчас горы свернем. Работали почти круглосуточно, просто горели на работе. Радость от заработанных денег и от того, что мы растем, была почти одинаковой. Наверное, поэтому я помню почти всех своих тогдашних клиентов, почти все неожиданные решения и крупные контракты, но не помню, на что эти деньги тратились. Скорее всего, вкладывались обратно в бизнес.
Когда грянул дефолт 1998 года, многие фирмы рухнули буквально на глазах. Но мне удалось извлечь выгоду из сложившейся ситуации, я запустил свою полиграфию. До этого всю рекламную печать заказывали в Турции. Все тогда челночили – кто-то возил мыло, кто-то шоколадки, а мы – буклеты, баннеры, календари.
А когда доллар подскочил в цене, это перестало окупаться, и пришлось срочно искать замену. Я тогда построил целый цех по производству металлоконструкций. Он делал каркасы для рекламных щитов. Нашими щитами потом было заставлено все побережье Черного моря – Новороссийск, Геленджик, Анапа, Краснодар. Это было очень удобно: мы сами находили заказчиков, делали макеты, печатали, и рекламные места тоже принадлежали нам. Не было посредников, мы были полностью автономными.
Второй раз мне пришлось начинать все с нуля, когда я эмигрировал в США. Обстоятельства сложились таким образом, что у меня не было времени подготовить почву, я уехал одним днем. Какое-то время понадобилось для того, чтобы встать там на ноги. Но этот переезд натолкнул меня на идею для нового бизнеса. Пока я обживался, мне очень не хватало человека, который взял бы меня за руку и провел по всем необходимым инстанциям. Пришлось самому вникать в американские законы и в местные реалии. И пройдя через все это, я создал компанию, которая занимается социальной адаптацией иммигрантов. Сейчас она успешно функционирует по всей территории США, и мы уже вышли на международный уровень.