Валерия Манушина — Новорос Стартап
Выпускница новороссийской школы Марта Шлапак в 2042 году планирует баллотироваться в президенты РФ. Все предстоящие двадцать лет она будет учиться, учиться и еще раз учиться управлению государством. Получит три высших образования, закончит курсы самообороны и первой медицинской помощи.
А первый опыт общения с будущим электоратом она уже получила, когда проводила исследование на тему: «Конформизм как социально-психологический феномен в обществе». Ее работа о том, насколько люди могут менять свое мнение в зависимости от мнения других. И выясняла Марта это ни какими-то абстрактными способами, а тем, что пошла в народ и стала задавать глупые, на первый взгляд, вопросы.
Эксперимент над окружающими проводила вместе со своими специально подготовленными помощниками, которые изначально не выделялись из толпы. Она вырезала несколько геометрических фигур из одинаковой зеленой бумаги. Останавливала на улице прохожих разного возраста и пола и просила найти кружок или квадратик, хоть немного отличающийся по цвету. Если человек говорил, что цвет у всех фигурок одинаковый, то «случайно» подошедший помощник Марты вдруг находил отличие: «Этот треугольник немного светлее…» Опрашиваемый начинал сомневаться и тоже находил оттенки.
Надо сказать, реакция у прохожих на расспросы Марты была неоднозначной. Некоторые из них смотрели на нее удивленно, интересовались, все ли у нее хорошо, здорова ли она. Кто-то нагрубил, кто-то обозвал ее занятие дуристикой.
Всего школьница опросила около 180 человек. Реже всего меняли мнение люди в возрасте от сорока лет, чаще всего – подростки. Таких оказалось шестьдесят процентов. Тогда Марта решила отдельно изучить конформизм подростков. Для эксперимента в родной школе отдельно опрашивала новеньких и «стареньких» учеников. Новеньким она показывала фото девушки-блондинки, а «стареньким» — фото девушки-брюнетки. А через несколько часов собирала вместе участников исследования и просила описать уведенную ими девушку. Новенькие говорили о том, что у нее светлые волосы, а «старенькие» вели речь о темных волосах. В конце концов новенькие поддерживали одноклассников, и белое у них становилось черным. Лишь единицы настаивали на своем.
Эта работа Марты была признана лучшей в своей секции на научно-практической конференции «Высший пилотаж» в Высшей школе экономики. В качестве награды у нее была поездка в Артек.
— Конформизм – это не хорошо и неплохо, — считает Марта. – Мы все подвержены ему. Я и о себе это говорю. В школе постоянно приходится подчиняться чужому мнению. Иногда это оправданно и необходимо. Чтобы поддерживать хорошие отношения с учителем, приходится оставаться на классный час, который мне не очень интересен. Мне сложно было сказать «нет» одноклассникам, которые просили списать домашнее задание или помочь с контрольной. Не хотелось выглядеть бессердечной. Хотя уже в последнее время я стала отказывать. К примеру, я всю ночь решала задачки по геометрии, а товарищи по классу бездельничали и ждали готовое. Но перед ЕГЭ надо помочь в первую очередь себе, и я не стала делать работу за других в ущерб своему времени.
Тема конформизма связана с психологией людей. Будущему президенту такие знания пригодятся. Вообще глава государства, по мнению Марты, должен быть всестронне развит. Она выработал четкий план своего образования.
Сейчас хочет поступать на специальность «Международные отношения» либо «Регионоведение». На втором курсе поступит на юридический или экономический факультет. Там будет учиться заочно. После получения двух дипломов планирует освоить курс естественных или технических наук – химию, физику и т.п.
— А естественные науки тебе зачем?
— Обязательно нужны. Без знания физики и химии не будешь разбираться в оборонной отрасли. Хочу понимать все, что связано с вооружением, с национальной безопасностью. Надо знать, как устроены ракеты, бомбы.
Еще в планах у Марты пройти курсы самообороны и научиться оказывать первую помощь. В экстренных ситуациях каждый человек должен знать, как ему действовать, чтобы защитить себя и своих близких. А для главы государства это особенно важно. Многие считают, что любая девушка – этакое беззащитное существо. Но новороссийская выпускница привыкла рушить стереотипы.
После фундаментального образования и различных курсов Марта собирается идти в политику. Как это будет выглядеть, она еще не решила. Свою кандидатуру выставит на выборы, когда ей исполнится 41 год. К этому периоду наберется и опыта, и народных симпатий.
— Как ты будешь завоевывать электорат?
— Вначале сформирую свою команду. В нашей стране есть умные люди, которые по своему духу, — реформаторы. Они могут не только предлагать передовые идеи, но и отстаивать их. Таких бы я хотела видеть своими единомышленниками. Но большинство – это те, кто идет за лидерами. Чтобы лучше понять их интересы мне понадобятся помощники. Ну, например, в многоквартирном доме представители управляющей компании вряд ли смогут обойти каждую бабушка, чтобы узнать ее мнение о том, какие лавочки поставить во дворе. Зато председателю домового комитета вполне по силам стать выразителем общего мнения жильцов. Он к ним ближе. В политике точно также, только все в других масштабах. А моя цель в качестве президента – отстаивать интересы своего народа.
— Какие, на твой взгляд, государственные проблемы надо решать в первую очередь?
— Я пока могу говорить только о социальной сфере. Меня тревожит то, что в медицине так мало профессионалов. Надо повышать квалификацию сотрудников больниц и поликлиник.
Меня очень волнует школьное образование. Лично я большую часть знаний получала дома, сама читала книги, готовилась к олимпиадам и конференциям. Участвовать в них мне очень нравилось. Нравилось выступать, отстаивать свою точку зрения, знакомиться с новыми людьми. Я получала такой эмоциональный заряд!
Зато в самой школе время тратилось очень непродуктивно. Часть урока посвящалась посторонним вопросам: пятнадцать минут учитель выясняла, почему никого не было на физкультуре, потом обсуждалась тема поездки на каникулах. В итоге на самостоятельную работу оставалось двадцать минут. Может быть, есть смысл сделать уроки длиннее как в вузах?
Утомляет огромное количество контрольных работ. На одной неделе по одному предмету контрольную дает учитель, потом проходит городская контрольная работа, потом – краевая, потом – какой-нибудь пробный экзамен. Такое впечатление, что повторять с нами пройденное учителям некогда. Подходит ученик на перемене и говорит: «Я не понял тему». А в ответ слышит – «Это твои проблемы…»
Как хорошо, что в моей жизни была учитель истории и обществознания Светлана Петровна Коновалова, скучные заумные формулировки делала понятными для школьников, приводила такие примеры, что ее урок становился уроком жизни. А учительница английского языка Арминэ Суреновна Меликян готова была оставаться после уроков, бесплатно проводить дополнительные занятия, пока убедится, что нам все понятно.