Поваленные стволы вырубленных можжевельников, огромные пни, оставшиеся от редких деревьев – такую картину на выходных застали неподалеку от нефтебазы Шесхарис кандидат биологических наук, педагог Дворца творчества Антон Попович и его ученик Илья. В этом месте прокладывают нитку Троицкого группового водопровода.
Старшеклассник готовит видеоролик на всероссийский экологический конкурс. Он будет посвящен вырубке редких растений, занесенных в Красную книгу РФ.
Маленькая исследовательская экспедиция посчитала: условно на площади 100 квадратных метров спилено до 50 можжевельников из федеральной Красной книги. Речь идет о возрастных деревьях, которым больше 75 лет. Некоторым по 150, по 200 и даже по 300 лет. Если грубо округлять, то на всей территории, где действовала тяжелая техника, может быть спилено около 500 и более редких деревьев. Антон Попович собирается посчитать каждый погубленный ствол.
Все законно. «В июле 2023 года приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края утверждено положительное заключение на проект освоения лесов. По результатам рассмотрения поданной лесной декларации на 2024 год принято решение о ее приеме», — цитирует ТАСС сообщение регионального Минприроды. Законодательно разрешено в особо охраняемых природных зонах строить линейные объекты.
На этом участке закончены уже работы. Они проходили на там, где планируется создать памятник природы «Шесхарисский можжевельник». Общественные слушания по этой будущей особо охраняемой природной территории регионального значения состоялись в конце прошлого года. Сейчас проект проходит госэкспертизу. Новый памятник природы будет граничить с природным парком «Маркотх»,
На месте работ на Шесхарисе остались единичные маленькие можжевельники. Их судьба непонятна. Выдергивать их спецсредствами можно, но так там скала, то при пересадке процент их выживаемости будет очень низкий. Следующий этап работ только предстоит. Вероятно, подобная судьба ждет можжевельники в природном парке Маркотх.
— Мы видеоролике для всероссийского конкурса мы хотим заострить внимание на вырубке целых массивов ценных деревьям на особо охраняемых территориях, — поделился Антон Попович. — С каждым годом уменьшаются площади этих экосистем, которые являются национальным достоянием нашего государства, имеют историческое значение.. Никто по факту не занимается их восстановлением, хотя восстановительные мероприятия и прописываются в документах. Это проблема не только можжевельников на Маркотхе. То же самое произошло в районе Верхнебаканского, где при прокладке развязки федеральной трассы, пилили сосны. Насколько мне известно, их компенсировали, высадив саженцы на улице Героев-Десантников. Какое это восстановление лесов? Возникает вопрос, как будут осуществлять компенсационные посадки на Шесхарисе? Где возьмут можжевельник именно этих редких видов, вонючий и высокий? Куда будут высаживать? На какой-нибудь городской улице? Но это не охрана природы. Если так, то это профанация.
Тот, кто разрабатывает проекты подобных линейных объектов, таких Троицкий групповой водовод, не думает, как сохранить особо охраняемые природные объекты. Уничтожаются целые массивы. С можжевельником все очень грустно. Эти леса и редколесья очень малы по площади покрытия. Никто никогда не пробовал их искусственно высаживать на склонах Маркотха.
Светлана Добрицкая для «Новороссийского рабочего»
Фото: Дмитрий Крескин.