В новороссийском университете марксизма-ленинизма узнавали правду о советской жизни

Фасад дома № 13 по улице Советов – сегодня сплошная коммерческая недвижимость, магазины, аптеки. Кто бы в конце прошлого века мог подумать, что эти проявления капитализма придут на смену очень солидному учреждению, размещавшемуся здесь. За большими окнами находились аудитории института марксизма-ленинизма.

Задачей этого учреждения была подготовка идеологических кадров. По вечерам там слушали лекции взрослые мужчины и женщины. Курс длился два года.

Куда девался тот марксизм-ленинзм?! Ясное дело, куда. Ушел в неведомые дали вместе с советской эпохой. И если смотреть на институт марскисзма-ленинзма с сегодняшних позиций, то у непосвященного в тему напрашивается вопрос: а не жаль его слушателям времени, потраченного впустую. Ведь вряд ли те знания, которые они получили, востребованы в реальной настоящей жизни? Или востребованы?

На ум в этот момент приходят воспоминания о самом главном в 80-е годы прошлого века предмете на журфаке МГУ «Теория и практика советской партийной печати», который студенты называли «тыр-пыр». Этот самый «тыр-пыр» вообще никак не пригодился в практике журналистской. Только забрал массу сил и времени. И да, еще надо было столько конспектировать…

Но вот с институтом марксизма – ленинизм, как выясняется, было все не так. А как было, рассказал «Новороссийский рабочий».

Одна сотрудница партийного и советского аппарата, занимавшая одну из важных должностей, рассказала, что ей было интересно учиться, потому что за историей партии стояла история страны. И преподавали этот предмет гораздо глубже, чем в тех же вузах. Плюсом было то, что учили общаться с аудиторией.

— Мне повезло учиться в университете марксизма-ленинизма еще до начала перестройки, потому что именно там я и мои однокурсники многое узнавали об истинном положении вещей в стране, — вспоминает директор Новороссийского городского общественного центра Сергей Новиков. – Конечно, среди преподавателей были и железобетонные сталинисты, которые искренне верили в то, что говорили. Но были и другие преподаватели, которые позволяли себе высказывать независимое мнение.
Экономические дисциплины вел кандидат наук, советник по экономике первого секретаря горкома партии Януш Игнатьевич Варум. Его ни в коем случае нельзя было считать диссидентом, но он был человеком критического склада ума, указывал на стратегические ошибки советской экономики, например, разбирал причины низкой производительности труда. И часто его мнение совпадало с тем, которое высказывали «вражеские голоса», а их в то время многие умудрялись слушать.
Сергею Новикову запомнились лекции Гиссары Михайловны Фисенко, которая преподавала в НВИМУ (сейчас Новороссийское высшее инженерное морское училище стало университетом). Она отличалась смелыми, порой резкими высказываниями. Запомнилась ее формулировка «феодально-байский социализм».
Лекции, связанные с вопросами этики вел Георгий Иосифович Белькинд, авторитетный педагог, директор школы № 6, которого до сих пор помнят и его коллеги, и его ученики. Он был настоящий коммунист, но он не мог закрывать глаза на этические проблемы, на двойные стандарты, царившие в советском обществе.
С такими преподавателями можно было спорить, задавать нестандартные вопросы. Университет марксизма-ленинизма оказался настоящей дискуссионной площадкой, где рядом оказывались люди, которые высказывали такие же сомнения. Удивительно то, что среди слушателей были «люди в штатском». Их однокурсники определенно знали, что это офицеры КГБ. В общем-то, такие же слушатели. И свое особое положение они никак не проявляли.
Настоящим событием для слушателей университета являлись встречи с лекторами из ЦК КПСС. Они были близки к настоящей науке, ведь тогда в столице институт марксизма-ленинизма действовал как центральное партийное научно-исследовательское учреждение. Приезжали люди, которые владели реальной информацией о том, что происходит в мире и внутри страны. А это было непростое время. И слушатели узнавали об издержках того, что называлось исполнением интернационального долга в Афганистане, о том, какие сложности существовали в отношениях с другими странами и т.д.
В свое время окончание университета марксизма-ленинизма давало особые преимущества. На партийную и советскую работу специалистов-«технарей» направляли, как правило, после окончания этого учебного заведения. Выпускники университета получали второе высшее образование, теперь уже политическое. Это давало право вести общественные дисциплины в техникумах и училищах.

Школьный учитель истории  Любовь Головко училась в университете уже в конце восьмидесятых. Тогда она была пионервожатой и на учебу ее направили по разнарядке, потому что кто-то должен был идти от школы.

Лекции в университете запомнились тем же духом свободомыслия. Лекции читал Юрий Белькинд, да  это сын Григория Белькинда. Он был лидером молодых учителей. На лекциях высказывал предположения, что от социалистического строя мы сможет перейти к другому, еще более справедливому устройству общества без революций. Сейчас бывшийсотрудник университета — клирик Тульской епархии, президент Образовательного фонда имени братьев Трубецких отец Георгий.
Запомнился лектор из парткома НУРРФа – новороссийского управления рыбным рефрижераторным флотом. Ему задали тогда еще робкий вопрос, почему в Советском Союзе нельзя разрешить хотя бы еще одну партии кроме КПСС. Лектор, поколебавшись, ответил:
— На две партии у страны денег не хватит.
Светлана Добрицкая

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *