Вышло в свет третье, дополненное издание известного альбома Валентина Шикина «С именем Новороссийск на борту». Автор, известный в городе педагог, морской историк и судомоделист, утверждает, что в мире нет больше ни одного города, в честь которого назвали столько морских судов. К сожалению, вышла книга тиражом всего 50 экземпляров — на большее у пенсионера не хватило денег. А город ему не помог.
Первый корабль получил имя нашего города еще в 19-ом веке. Так назвали парусно-винтовую шхуну. Это была благодарность Александра II защитникам Новороссийского укрепления в годы войны с турками. Всем героям тогда дали по серебряному рублю, кому-то – медали, шхуне – героическое имя. Именно в честь этих героев, рассказывает Валентин Силаньевич, а не тех, кто защищал Новороссийск в годы Великой Отечественной, имя нашего города давали чаще. До 40-х годов 20 века такое название получили 15 кораблей из 28-ми.
Шикин начал прицельно собирать сведения о тезках нашего города в 2000 году, большую помощь ему оказал известный краевед Сергей Санеев. Валентину Силантьевичу морская тематика была близка многие-многие годы. Преподавание в моршколе и морском университете, издание учебника по истории танкерного флота, и всегда — занятия судомоделизмом. Моделизм он преподавал новороссийским пацанам с 1969 года!
Его модели сегодня хранятся во всех городских музеях. Вот только нет в городе главного, морского музея, где можно было бы собрать всю богатую историю нашего морского города. Был когда-то в Новороссийске народный музей танкерного флота, где были представлены 85 моделей в одном масштабе, которые были выполнены руками курсантов под руководством Шикина. Когда новороссийское пароходство распродавало свои непрофильные активы, как-то на, незаметно закрылся музей. Кто-то обещал музею новое помещение, позже вопрос сам собой снялся с повестки дня.
Валентин Силантьевич пытался как мог добиться помещения, где бы расположилась уникальная экспозиция. Ходил по чиновничьим кабинетам. Однажды дошло даже до проекта. Новороссийские архитекторы нарисовали музей … на воде. Он должен был стоять на сваях прямо в бухте. Можно было посмотреть как плавают внизу рыбы, перекусить в кафе, на крыше – посмотреть в подзорные трубы…
Сегодня дома у Шикина всего пять-шесть моделей. Кстати, моделей с именем Новороссийск на борту сам он сделал пока только четыре – шхуна «Новороссийск», сейнер-тральщик «Новороссийск», переименованный корабль, полученный по лендлизу и авианосец «Новороссийск».
Какой-то логики в том, какие корабли получали звучное имя нашего города, мы с Валентиной Силаньевичем не нашли. Так называли и простые буксиры, и авианосец, катера портофлота новороссийского порта и танкера, сейнеры, пограничный сторожевой корабль, шаланду и ледокол, автомобильные паромы, подводную лодку и даже землечерпалку.
Называли их к круглым датам, так, прогулочный пароход получил надпись на борт «150-летие Новороссийска», но чаще крестили в честь подвигов наших земляков. Так появился танкер «Новороссийский партизан», саморазгружающаяся самоходная шаланда «Новороссийская республика», был даже знаменитый траулер «Новороссийский рабочий».
А вот танкеров с именем «Герои Новороссийска» было два. С первым произошла неожиданная история. Первых «Героев» продали крупнейшему нефтяному магнату из Греции миллиардеру Онасису. Через два года, видимо решив, что нехорошо торговать героями, такое же имя дали танкеру поменьше.
Не все они были знамениты – кто-то скромно тянул свою лямку, катая по Цемесской бухте туристов, кто-то тяжело работал, таская рыбу из Атлантики, кто-то патрулировал границы. На весь мир прогремела история разве что с подрывом линкора «Новороссийск» в Севастополе в 1953-м году. Причины той трагедии до сих пор до конца не выяснены и обросли слухами и мифами.
«Новороссийцы» чаще всего работали далеко от малой родины – от Балтики до Дальнего Востока. Ловили рыбу, возили нефть, охраняли границы и углубляли дно в портах. Жизнь их была не очень долгой, к примеру, срок жизни у танкера всего-то 20 лет. Хотя были и старожилы – так, шхуна «Новороссийск» заступив на вахту в 1856-году была выведена из списков Черноморского флота только в 1884-ом. А судно река-море, которое время от времени попадало в щадящие условия пресной воды, вообще проплавало 80 лет.
Первый сборник о кораблях с именем Новороссийск на борту Шикин выпустил в 2003 году. Там было полное описание технических характеристик и небольшие исторические очерки о 12 судах. В 2012 году их было уже вдвое больше. За пять лет списки пополнились еще на четыре единицы. Единственное очень обидно – в нашем небедном городе книга о морской славе и гордости вышло тиражом всего 50 экземпляров. Потому что денег на большее количество экземпляров у пенсионера не было.
Весной этого года Валентин Силантьевич, тоже на свои деньги, издал еще одно уникальное издание — «Очерки истории Черноморского флота».
Все эти единичные экземпляры он раздал в городские библиотеки, в музей.
А несколько экземпляров приберег – ими он планирует наградить победителей традиционного «Кубка Цемесской бухты» среди судомоделистов. Этот турнир пройдет в Новороссийске в ноябре и Валентин Силантьевич выступит на нем не только как судья. Уже готова заготовка очередной модели – подводной лодки «Новороссийск». К соревнованиям модель еще одной местной знаменитости будет готова.
Ирина Большакова.