В конце 19 века российские женщины, несмотря на начавшуюся эмансипацию, еще во многом зависели от сильной половины – отцов, мужей, братьев. Они не могли выбирать профессию по душе, заниматься любимым делом.
Варваре Алексеевне Поповой, в девичестве Семеновой, в этом смысле повезло. И Новороссийску, прошлому и нынешнему, тоже. Потому что в 1893 году эта удивительная женщина приехала из Орла в город у моря и стала заниматься фотографией. Стала, как сказали бы сейчас, деловой женщиной. А снимки Варвары Поповой, которые хранятся в музее-заповеднике, помогают вернуться в Новороссийск столетней давности, увидеть лица ее современников, характерные, очень выразительные, полюбоваться городскими пейзажами, рассказал «Новороссийский рабочий».
Варвара Алексеевна воспитывалась у дяди, имевшего частное фотоателье. Поэтому сама стала профессиональным фотографом. Когда она оказалась в Новороссийске, то в городе начали открываться частные салоны портретной студийной фотографии Янковича, Таракановского, Мовсесяна, Жоржа Леконте, Полити. Молодая девица, не боясь конкуренции, открывает павильон «Фотография В.А. Семеновой» в арендованном помещении на улице Воронцовской (ныне К. Маркса). После замужества с Павлом Николевичем Поповым Варвара Алексеевна открывает новое фотоателье «А.В. Попова» на углу ул. Раевской (ныне Новороссийской республики) и Александровской (ныне Победы). После замужества с Павлом Николевичем Поповым Варвара Алексеевна открывает новое фотоателье «А.В. Попова» на углу ул. Раевской (ныне Новороссийской республики) и Александровской (ныне Победы).
Она получила право заниматься фотоделом в пределах Кубанской области, стала стала действительным членом Русского фотографического общества в Москве и популярным в Новороссийске портретистом. Настолько популярным, что ее услугами пользовались вице-губернатор Леонид Сенько-Поповский, полицмейстер с семьей. Очень характерны портреты простых людей, приказчиков, священника, учеников.
Оборудование и фотобумагу Варвара Алексеевна заказывала у крупного одесского фабриканта – Покорного, снабжавшего фотопавильоны многих городов юга России. В начале двадцатого века Варвара Попова была успешной предпринимательницей, практически монополистом. В 1906 году купила дело фотографа Янковича на Серебряковской (ныне Советов), а после революции – дело Жоржа Леконте, бежавшего за границу. Варвара Алексеевна Попова известна тем, что объединила фотодело в Новороссийске.
Варвара Алексеевна имела восьмерых детей, трое из них умерли в младенчестве, сыновья погибли на войне. Фотографом была ее дочь Нина Павловна. Они и передала музею фотографии, которые сделала ее мать.
Подготовлено по материалам Новороссийского исторического музея-заповедника.
Фотографии:
1 Попова Варвара Алексеевна с мужем Поповым Павлом Николаевичем;
2 Семья полицмейстера Новороссийска;
3 Семья священника церкви на станичке 31 декабря 1912 г.;
4 Учащиеся школы имени Жуковского. Новороссийск;
5 Приказчики магазина Богарсукова;
6 Вице-губернатор Новороссийска Сенько-Поповский;