Водолазы Новороссийского подводно-технического отряда и поисковики установили номер двигателя самолета, который был сбит над Новороссийском во время Великой Отечественной, сообщает «Новороссийский рабочий». Появилась возможность узнать, кто был в том самолете. Один из членов экипажа сумел спастись, летчик прошел всю войну, заслужил звание Героя Советского Союза.
Начал поиски дайвер военный летчик Владимир, услышав от местных историю о сбитом во время боев под Новороссийском самолете. И он обнаружил машину. Потом обратился за помощью к водолазам, которые откапывали двигатель . Возглавляет команду водолазов руководитель Центра морских исследований Русского географического общества и водолазный специалист Роман Айвазов. В итоге у водолазов все получилось — номер двигателя был на руках. И тут на помощь пришли два специалиста из поискового отряда «Кубанский плацдарм» Сергей Соловьев и Евгений Порфирьев.
Теперь уже ясно, что за штурвалом в этот день находился Николай Васильевич Пысин. На тот момент старшему лейтенанту было 26 лет.
На фронтах Великой Отечественной войны лейтенант был с августа 1943 года в должности командира звена 1-й эскадрильи 8-го гвардейского штурмового авиационного полка 11-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Черноморского флота. Уже к 20 сентября 1943 года Николай Васильевич совершил 19 боевых вылетов, в том числе 6 ночных. Они были направлены на уничтожение плавсредств противника в Керченском проливе и портах Таманского полуострова, на штурмовку укрепленных позиций на линии обороны «Готенкопф» и переднего края на подступах к Новороссийску и Анапе.
Пысин дважды терял в боях свой штурмовик. Первый раз при атаке на порт Темрюк его Ил-2 был подбит зенитной артиллерией неприятеля. Николай Васильевич с трудом посадил самолет на воду недалеко от берега и до темноты прятался в плавнях. Ночью по болотам он вышел на линию фронта. Здесь обессилевшего летчика подобрали советские пехотинцы, которые доставили его в санчасть. На следующий день Николай Васильевич уже вновь был за штурвалом самолета.
Второй раз это произошло во время боев за Новороссийск. В одном из них штурмовик Пысина вновь был сбит, и Николаю Васильевичу пришлось прыгать с парашютом, но, едва вернувшись в часть, он вновь вылетел на боевое задание.
Скорее всего, именно этот самолет и лежит в окрестностях Новороссийска. В этом бою погиб стрелок экипажа — младший сержант Яков Андреевич Приймак. Ему было всего 23 года.
А Николай Пысин продолжил воевать. С конца октября 1943 года участвовал в боях за освобождение Крыма. Николай Васильевич одним из первых в полку освоил метод топмачтового бомбометания и активно учил этому летный состав своей эскадрильи. За короткое время эффективность боевой работы эскадрильи существенно возросла.
На счету командира было немало громких побед. Один из самых памятных вылетов Николай Васильевич совершил 30 апреля 1944 года. По сведениям разведки, в этот день под прикрытием тумана из Казачьей бухты вышел большой караван десантных барж с войсками. Несколько групп штурмовиков были направлены на его уничтожение, но из-за плохой погоды и низкой облачности только группе Пысина удалось выйти на цель. В результате атаки четверки Пысина прямым попаданием была уничтожена одна баржа, и еще два плавсредства получили серьезные повреждения.
После этого эскадрилья гвардии старшего лейтенанта Пысина не раз отличилась во время боев за город Севастополь и в ликвидации остатков немецко-фашистских войск на мысе Херсонес.
В итоге в 1944 году гвардии старший лейтенант Пысин был представлен к званию Героя Советского Союза.
В феврале 45-го самолет летчика был сбит в районе станции Падоне. Пысин пытался совершить вынужденную посадку, но от жесткого удара о землю сдетонировали авиабомбы, и его выбросило из самолета. Сильно контуженного летчика подобрали немецкие солдаты. Единственное, что успел сделать Николай Васильевич до пленения, — это оторвать Звезду Героя от плашки и сунуть ее в рот. Два с небольшим месяца Пысин находился в плену и все это время прятал награду во рту.
После окончания Великой Отечественной войны Николай Пысин оставался на военной службе до 1948 года. В запас он уволился в звании подполковника. Жил в Москве. Работал в Гражданском воздушном флоте. Скончался Николай Васильевич 28 октября 1975 года.
Пока еще судьба найденного самолета не определена. Технические возможности наших водолазных специалистов позволяют раскопать Ил-2, перевернуть и поднять на поверхность.
Но такие работы стоят немалых средств, и при этом сам штурмовик после поднятия будет нуждаться в немедленной реставрации. Иначе за считаные дни он превратится в груду ржавого металла.
Сейчас же энтузиасты все делают за свой счет, считая, что таким образом отдают дань памяти всем, кто сбросил фашизм с нашей земли.
Фото: pastvu.com