Армения собирается отправлять в Россию отработанные ядерные отходы (ОЯТ) через порт Новороссийск, сообщает Sputnik Армения. На уральском предприятии «Маяк» будут заниматься их переработкой. Но этот проект состоится, если Грузия даст согласие на транзитные перевозки опасного груза через свою территорию.
Экологи в Грузии уже забили тревогу. Так, эколог Нино Чхобадзе в беседе со Sputnik Грузия заявила, что перевозка ядерных отходов через территорию Грузии, учитывая качество дорог и рельеф, небезопасна — и даже очень опасна.
Однако армянская сторона по поводу опасности транзита придерживается иного мнения.Транзит ядерных отходов — совершенно безопасная процедура, существующая в международной практике. Об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армениясказал директор института «Арматом» Ваграм Петросян.
«Транспортировка абсолютно безопасна. Для этого существуют специальные контейнеры, которые могут выдержать даже чрезвычайные ситуации, которые маловероятны», — сказал Петросян.
Он подчеркнул, что ядерные отходы нельзя перевозить самолетом, поэтому их перевозят по железной дороге. Если власти Грузии дадут согласие на транзит по своей территории, то маршрут будет следующим: из Еревана по железной дороге груз будет доставлен в порт Поти, далее — паромом в Новороссийск, а оттуда уже на Урал по железной дороге.
По его словам, это совершенно нормальная практика, существующая в разных странах.
Эколог Карине Даниелян, при этом, в определенной степени разделяет опасение грузинских коллег.
«Определенный риск при транспортировке есть. Раньше они вывозились через Азербайджан, но с начала 90-х годов этот путь для нас закрыт. В Советское время собирались низкорадиоактивные и среднерадиактивные отходы, а отработанное ядерное топливо вывозилось в Россию», — сказала Даниелян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
Она подчеркнула, что отработанное ядерное топливо собирается на подстанции, в так называемом «могильнике», что также опасно не только для Армении, но и всего региона – гораздо опаснее транзита.
Нейтрализация отходов на данный момент в Армении невозможна, поэтому разумнее их вывозить.
Даниелян отметила, что главная опасность во время транспортировки — это чрезвычайное происшествие. Однако вероятность этого настолько мала, что рискованнее хранить отходы в «могильнике».
Напомним, утилизацией отработанного топлива, а также его переработкой в плутоний для оборонных целей будет заниматься российское предприятие «Маяк»
Несколько десятителетий назад в Новороссийске также планировали перевалку ОЯТ для дальнейшей утилизации. Она должна была происходить через лесной порт, который сейчас входит а состав НМТП. Портовиков даже инструктировали, как принимать отработанное ядерное топливо.
Но тогда эти планы были обнародованы, благодаря газете «Новороссийский рабочий». Горожане дружно выступили против транзита опасного груза.
Фото: kursiv.kz