На Малой земле стремительно желтеют и чахнут деревья, высаженные весной в рамках федеральной акции «Кедры Великой победы». Новороссийцы в ужасе. Неужели, высаженные в торжественной обстановке к празднику хвойники, полностью обречены на гибель?
Недавно в администрации собрали целый консилиум – сотрудников центра благоустройства, экологов, ученых, сообщает «Сова плюс». Решали, как можно спасти деревья. О том, что кедры вовсе не кедры, а кедровые сосны, то есть, деревья вовсе разных видов, местные экологи заговорили несколько месяцев назад. И что эти сосны не смогут у нас прижиться, тоже предупреждали фактически сразу после посадки. Их в народе называют сибирскими кедрами. Но у нас в Новороссийске смогли адаптироваться при хорошем уходе только гималайские кедры.
Мало того, и в самой администрации города были сомнения насчет того, смогут ли в этом месте, которое обдувается солеными ветрами, расти «приезжие» хвойники.
— Будет не совсем честно, если скажу, что мы не понимали опасности для деревьев, которые посадим на Малой земле, — призналась замглавы Наталья Майорова. – Но организаторы акции нас убедили, что хороший уход поможет прижиться саженцам. Обещали, что кедры могут прожить до тысячи лет. Нам хотелось в это верить.
Саженцы были уже были достаточно взрослые, с большим комом земли. А конкретный участок выбран организаторами потому, что место историческое – здесь проходила высадка куниковского десанта. Таким было условие акции. Предложения администрации найти другое место организаторы не очень понимали.
Восемьдесят деревьев – в честь 80-летия Победы. Сажали их ветераны, школьники, курсанты, депутаты. Была красивая торжественная церемония. Деревья посвящали Героям. Надеялись, что через несколько лет тут появится настоящий сквер. Но нет, кедровые сосны в отличие от малоземельцев не выстояли в этом месте.
Озеленители приложили массу усилий, чтобы выходить их. Но стало ясно, что ситуация критическая. По мнению представителей администрации, есть шанс спасти часть деревьев.
Только два дерева из восьмидесяти сейчас находятся в хорошем состоянии, заявил доктор географических наук, профессор Новороссийского политехнического университета Владимир Дьяченко. Так говорят его коллеги-дендрологи. Ученый сообщил, что более подходящим для деревьев было бы место как минимум за километр от моря, но достаточно влажное. И хорошо бы, чтобы они были защищены от ветра.
Но куда конкретно можно пересадить даже эти два дерева, у которых есть шансы выжить? Биолог Михаил Лучкин предположил, что это может быть район Цемдолины. Есть вариант – район гимназии № 4. Но и там почвы не самые подходящие для кедровых сосен. Да и сама пересадка — стресс для деревьев .
Итогом дискуссии по кедровым соснам стало решение обратиться за консультацией к специалистам дендропарка Кубанского аграрного университета. Они очень грамотные. Сейчас на них вся надежда. Уже ведутся консультации с ними.
Другой вопрос: как быть со сквером на Малой земле? Сейчас уже ясно, что кедровым соснам там не расти ни в каком случае. Где тогда и из каких деревьев разбить этот сквер? Ведь идея зеленой зоны в честь 80-летия Победы очень хороша.
Были предложения — на участке, который освободится, посадить, к примеру, витекс священный. Это красивый декоративный кустарник. Неподалеку в дендропарке Новороссийского политехнического института он прекрасно себя чувствует. Есть вариант засадить это место тамариксами, которые можно сформировать в виде деревьев. Они растут прямо в нескольких десятках метров от несчастных «кедров» и тоже очень хороши.
Только вся проблема еще и в том, что земля, прилегающая к мемориалу, принадлежит краю. Муниципалитет не имеет права тратить на ее благоустройство ни копейки из своего бюджета. Кедровые сосны были нам подарены. Если бы саженцы тамарикса стоили недорого, то можно было бы поискать спонсора. Но один жизнеспособный куст с комом земли обойдется порядка 8000 рублей.
Поэтому сейчас общественники, ученые, специалисты ищут место под новый сквер.
Фото: Анатолий Нечаев.