В селе Гайдук энтузиасты отреставрировали памятник Владимиру Ильичу Ленину. Это уже второй монумент вождю мирового пролетариата, спасенный ими от разрушения, рассказывает «Сова плюс». Вернуть прежний облик создателю партии большевиков было нелегко, скульптура после неудачного обновления напоминала негра.
И все по велению души одного человека, уважающего свидетельства советской эпохи.
Когда посетители входят в кабинет адвоката Дмитрия Береснева, то первые минуты пребывают в растерянности: на стенах картины с изображениями Ленина, Сталина, Дзержинского, Маркса, советские вымпелы, знамена… Самый крупный артефакт прошлого в кабинете не поместился, поэтому стоит во дворе дома – двухметровая скульптура Ленина.
— В прошлом году, когда разбирали заброшенный завод, мне позвонил товарищ и сообщил, что вместе с предприятием собираются снести и памятник Ленину у проходной. И предложил его забрать, – рассказывает Дмитрий Алексеевич. – Конечно, я был сначала в замешательстве. Одно дело – картины, бюсты, книги, а тут скульптура, тем более нуждающаяся в реставрации, что совсем не входит в сферу моих знаний. Но мысль о том, что памятник будет уничтожен, не дала покоя, решил попробовать.
Артефакт был в очень плохом состоянии, с 90-х годов к нему не прикасались. Судя по разломам и огромным трещинам в ногах, он вполне мог упасть и без сноса. При подъеме памятник и вовсе развалился на две части, в таком виде его выгрузили во двор. Даже половинку не могли потом сдвинуть четверо человек, так что на этапе реставрации пришлось снова вызывать манипулятор. Найден был специалист, который взялся за реставрацию, где самое сложное – восстановление пальцев. Не все сразу учли, опыта не было, кое-что пришлось переделывать, зато к работе над следующим памятником приступили более подкованными.
— Товарищи проводили автопробег в честь годовщины Великой Октябрьской революции по некоторым местам, где установлены памятники Ленину, и рассказали, что в Гайдуке их ждал не Владимир Ильич, а какой-то негр, явно переживший очень неудачную попытку «обновления». Весь в трещинах, разноцветный, осыпается, неподходящий тип краски исказил черты. Нехорошо, — говорит Береснев. – Решили отреставрировать правильно. Единственный способ вернуть памятнику достойный вид –взяться за работу тем, кому небезразличен результат.
Самым сложным оказалось поймать погожие дни и дважды в день ездить через весь город в Гайдук: доставлять реставраторов, грунтовку, краски, цемент, песок, лестницы, потом забирать их, докупать необходимое – и все это совмещать с плотным рабочим графиком. Поначалу, вспоминает Береснев, жители поселка думали, что памятник демонтируют, подходили возмущаться, потом выражали благодарность. После окончания работ была заказана и смонтирована и большая надпись «ЛЕНИН» на постамент. Дмитрий сомневается, что сейчас школьники что-то знают об этой исторической личности.
Вскоре поступила информация, что и монумент на улице Портовой также разрушается. Что ж, коммунисты весной поедут и туда. Остальные забытые памятники также не останутся без внимания.
Береснев говорит, что его коллекция материальных свидетельств советской эпохи стала складываться задолго до того, как появились соответствующие ей убеждения. Вполне возможно, сыграли роль хранившиеся в семье вещи, не позволяющие забыть о социалистическом прошлом и возбуждавшие интерес. Особенно это касается библиотеки и портрета Феликса Дзержинского, который висел на работе у отца, потом в кабинете Дмитрия в прокуратуре, а оттуда переехал в адвокатский офис. К нему один за другим стали добавляться вымпелы, знамена и плакаты, чудом оставшиеся еще со времен обучения в начальной школе.
— Никогда не было цели сохранять все подряд, непроизвольно старался спасти все, что встречал на своем пути, в первую очередь книги, — рассказывает Дмитрий, показывая сложившийся мини-музей. – Стоимость всего этого мизерная, а знания, мотивационное и агитационное значение – огромные. Я много езжу по работе, в каждом городе стараюсь выкроить время, чтобы найти что-то интересное на «барахолке», спасти от свалки. Большинство вещей приходится восстанавливать самому или знакомому художнику, потому что картины редко нахожу целыми. Очень переживаю, когда на Украине или в Польше сносят памятники советского времени. Огромная глупость и подлость. Была бы возможность – все бы вывез.
— Что мечтаете заполучить в свою коллекцию?
— У меня нет зацикленности на пополнении коллекции. Только один раз я сделал заказ по итогам бесплодных поисков – попросил художника написать картину со Сталиным. Но только потому, что почти все старые изображения уничтожены еще в 60-е, в обороте только новоделы.
— А с чем, на ваш взгляд, связан рост повышенного внимания к эпохе СССР?
- По моим наблюдениям, интерес стал резко расти в 2016-2017 годах. Люди стали избавляться от иллюзий, что после искусственной ликвидации социалистического строя и слепого прыжка в «свободный» рынок и капиталистические отношения всем станет гораздо лучше, чем было в кризисные 80-е. Думали, останется все общественное и бесплатное, но добавятся турецкая жвачка, отдых в Европе и американские джинсы. А оказалось, что за немаленький выбор ширпотреба потеряли несоизмеримо большие ценности, в том числе общечеловеческие.
И чем больше времени проходит, тем чаще народ спрашивает: где общедоступные социальные лифты, хорошее и бесплатное среднее и высшее образование, медицина, заслуженное трудом жилье не в ипотеку, достойные пенсии? За какие деньги позволить отдых в Европе и нужен ли он настолько? Все равно большинство отдыхает в России, как и я, но теперь несоразмерно дороже.
Ценность советского опыта растет на глазах, многое становится понятным, обман – очевидным. Люди уже хотят не рыночных, а человеческих отношений, порядка, неотвратимости наказания вне зависимости от материального положения, справедливости, прозрачности. Чтобы молодежь была при деле – в пионерии, комсомоле, а не на улицах. Этим настроениям подвержены и люди, которые никогда не жили в СССР.
Большинству населения сейчас сложно давать объективную и справедливую оценку советскому прошлому во всем его многообразии периодов. Очень много шаблонов, ложной информации, заблуждений. В какой-то степени сохранение памятников советского наследия тоже несет просветительскую функцию. Переписать историю нельзя, правда все равно вылезет. Историю надо знать, уважать и использовать во благо большинства. Без нее нет будущего.
Автор: Аркадий Васильев
Фото: «Сова плюс»