Зачем пожарные Новороссийска нарисовали кукиш на машинах

Скоро в Новороссийске откроется музей пожарной охраны. Экскурсии здесь уже идут полным ходом, посетителей (чаще это школьники и детсадовцы) больше всего интересуют осколки авиационной бомбы и манекены в полном боевом обмундировании. А взрослым здесь рассказывают интересные случаи из практики, например о том, как холили и лелеяли пожарных лошадей, огонь тушили вином, рисовали не самые приличные картинки на пожарной технике.

В бывшей комнате психологической разгрузки на территории пожарной части в районе Кутузовского кольца разместился небольшой, но самый настоящий музей. Здесь есть все, чтобы понять, каким было раньше пожарное дело в нашем городе, можно рассмотреть уникальные экспонаты, услышать удивительные рассказы и начать гордиться предками-огнеборцами. Но попробуйте сказать о готовности к официальному открытию председателю Совета ветеранов пожарной охраны Новороссийска Ларисе Владимировне Дячковой! На ее взгляд, предстоит сделать еще очень многое: иначе разместить группу манекенов в защитных костюмах разных лет, сделать стенды для фотографий, подписи к экспонатам… А сколько страниц истории не до конца открыты!

Первое упоминание о городских пожарах и тех, кто их тушит, Лариса Владимировна разыскала в ростовском архиве в газете «Кавказ», которая выпускалась в Тбилиси. В заметке шла речь о том, что в 1891 году в Новороссийске произошло два крупных пожара, и автор недоумевал, почему в городе с такими сильными норд-остами до сих пор не нашлось отважных людей, из которых можно было бы набрать пожарный обоз! Мол, почему до сих пор пожары тушат всем миром!? По другим архивным данным известно, что, к примеру, в 1870 году эту работу выполняли низшие чины полиции и на содержание пожарной лошади выделялось 100 рублей серебром в год.

Первое официальное документальное свидетельство относится к июлю 1892 года, когда городская управа приняла решение «Об учреждении пожарного обоза». В 1908 году пожарная команда состояла из восьми человек: четверо должны были возить воду на пожар, один управлять насосом, другой – направлять воду на огонь, еще двое работали с топорами и баграми, растаскивая горящие бревна и т. п.

К тому дореволюционному времени относится самый ценный и самый любимый Ларисой Владимировной экспонат музея – кирпич. Когда несколько лет назад ломали здание пожарного депо на Мефодиевке (на перекрестке улиц Кирова и Шаумяна), из стены выпал кирпич с четким клеймом – 1911 год. Там же нашли и подкову пожарной лошади.

Экспонаты в музейное собрание приходят по-разному. Когда Лариса в 2013 году заступила на пост председателя ветеранской организации и стала перебирать старые решения-постановления, то почти в каждом читала резолюции: «надо создать музей». Ей предложили это дело возглавить, она согласилась, и ее затянуло, да чего греха таить, даже поработило на долгие годы!

Первым раритет принес Владимир Николаевич Бурчаков – латунный ствол, к которому крепится пожарный рукав. Потом принесли блестящую каску. А потом пошло-поехало. Долго искала Лариса Владимировна настоящее деревянное колесо от телеги, какие были в пожарном обозе. Купила в Краснодаре. Знакомый, который катает детей на лошадях в Ленинском парке, принес хомут. Нашелся и довоенный пожарный насос, кстати, он и сейчас в рабочем состоянии. Коллеги из станицы Ахтырской привезли «боевки» – защитные костюмы, которые она сама стирала-отмывала дома. Из местных коллекционеров кто продавал, кто дарил марки, значки и вымпелы.

Очень много дорогих вещей отдали в музей вдовы тех, кто работал в новороссийских пожарных частях. Это и письма с фронта, и фотографии, и журналы. С особым чувством Дьячкова показывает мне практически сокровище – журнал «Пожарное дело» за 1962 год. Здесь подробный иллюстрированный рассказ о самом знаменитом новороссийском пожаре, о котором даже художественный фильм сняли – «Тревожное воскресенье».

Он вошел в историю пожаротушения – новороссийцы ликвидировали огонь на танкере «ВОЛГОНЕФТЬ», на котором произошел взрыв, прямо у причала. Ранее всегда в таких случаях горящее судно выводили из порта. Кстати, несколько участников трагических событий марта 1962-го еще живы. До сих пор, когда по телевизору показывают кино про это, Лариса Владимировна обзванивает ветеранов – ведь на экране вполне узнаваемый старый Новороссийск, видно как Колька рукав подсоединяет, вот мелькает рубашка сотрудницы депо, которую ей после съемок так и не вернули…

Практически незаметна кропотливая, не всегда продуктивная, многочасовая работа в архивах. Даже выяснить имена и отчества пожарных – порой непростая поисковая операция. Здесь без помощи городских краеведов, работников архива и музея не обойтись. Много информации черпается из приказов о поощрении пожарных, о штатном расписании и назначениях. Зачастую назвать их официальными бумагами просто язык не поворачивается. Вот, к примеру, как необыкновенно образно и на хорошем русском языке изъяснялись новороссийские чиновники в 1926 году.

В выписке о награждении пожарной команды в честь 35-летия читаем:

«Принимая во внимание, что Новороссийская городская пожарная команда нынешнего состава, получив в наследие устарелый, никуда не годный, смешной до комизма пожарный обоз, и идя рука об руку с пролетариатом Новороссийска в годы недородов и критического финансового положения, с честью вышла из этого тяжелого положения».

И дальше:

«Понижение горимости в городе Новороссийске за последние два-три года всецело относится к заслугам пожарной команды нынешнего состава».

Документов, выписок, фотографий старых формуляров набралось уже много, но Лариса Владимировна считает, что впереди — непаханая целина. Она неугомонная, «ненормальная», как сама себя называет. Работала в пожарной части кассиром, старшиной, диспетчером – дом-работа-дом. А потом стала заниматься музеем и теперь не может и не хочет останавливаться.

Вот, к примеру, нигде не может она найти подробности о работе 3-й пожарной части. Она точно была на «той стороне». Старожилы вспоминают, что ходили в 4-ю школу и рядом было пожарное депо. А где конкретно? Где документы об этой части?

А сколько белых пятен в истории пожарной охраны Новороссийска в годы войны! Каждый день требовал героизма, пожарные отличались не только бесстрашием, но находчивостью и даже юмором. Лариса Владимировна рассказывает удивительные случаи. Вы, к примеру, знали, как наше знаменитое здание старого элеватора из красного кирпича маскировали? Сделали так, что сверху не крыша здания видна, а просто улица с домами по бокам. Разметку делали при помощи… солнечных зайчиков. В результате на элеватор не упала ни одна бомба.

Кстати, с «художествами» связана еще одна история. Одному из пожарных по фамилии Суриков поручили замаскировать пожарные машины. И он нарисовал на крыше кукиш, чтоб, значит, фашисту обиднее было. Его за ноу-хау похвалили.

Однажды во время тушения загоревшегося железнодорожного состава пожарные вынуждены были принять неординарное решение. Закончилась вода. Поехали за морской. Тут кто-то заметил пробитую цистерну, из которой вытекала какая-то кислая жидкость. В результате пожар тушили сухим вином, пока запасы воды не пополнили.

Если хотите узнать обо всем поподробнее или поделиться чем-то с музеем (документами, экспонатами, воспоминаниями), вас всегда ждут на ул. Кутузовской, д. № 1.

Источник: «Сова плюс»

Фото: соцсети, «Сова плюс»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *