Цемесская бухта даст еще немало находок специалистам по подводному спуску, считает Роман Дунаев. Он руководитель «Русской подводно-исследовательской экспедиции», один из первых дайверов, кто серьезно стал изучать останки судов, затопленных у берегов Новороссийска. Об этом и не только говорил с ним корреспондент «АиФ».
В районе Геленджика и Новороссийска клубы, занимающиеся дайвингом, предлагают нырять всего на три объекта: старый американский самолёт, на «Адмирал Нахимов» и сухогруз «Сакко и Ванцетти».
Но как так? Здесь на Малой земле во время Второй мировой войны шли ожесточённые бои с огромными потерями, на дне должны лежать сотни кораблей. Но на электронных картах их почему-то нет. Мы начали поиск, — вспоминает Роман Дунаев свои первые исследования. За рубежом использовали высокотехнологичные гидролокаторы бокового обзора. У нас это название вызывало фантастические ассоциации. Прибор был знаком лишь некоторым институтам, которые занимались изучением дна.
Я пошёл в Южморгеологию в Геленджике и после переговоров в наше распоряжение предоставили инженеров и гидролокатор, который мы «потаскали» по интересным местам. Так мы получили тёмное пятно на карте и первую серьёзную находку: «Свободная Россия», она же «Екатерина Великая». Линкор по приказу Ленина затопили в 1917 году, чтобы не достался немцам.
И вот представьте: мы погрузились в ту точку, где по нашим данным лежал корабль. Идём по абсолютно ровному дну, нет корабля. Но вдруг увидели, что под нами глубина еще 29 метров. Как же так? Оказывается, мы двигались чётко посередине днища «Свободной России», которая лежала оверкиль (перевёрнутая вверх дном). И только изменив направление на 90 градусов, мы подошли к краю огромнейшего судна.
Потом нашли эсминец «Громкий» и миноносец «Керчь», который торпедировал «Свободную Россию». По моему заказу в Жуковском конструкторском бюро изготовили гидролокатор бокового обзора. Его использование дало ошеломительные результаты. Более 100 затонувших кораблей мы обнаружили всего за несколько дней работы.
Дно Цемесской бухты — огромное кладбище погибших судов. Но, конечно, обнаруженные объекты вовсе не силуэты с мачтами (как в фильмах часто показывают). Это обломки, осколки, нос судна, винты, порой всё полностью заилено и возвышается только полметра кормы.
Мы наивно поделились координатами некоторых затопленных кораблей с местными дайв-клубами. И началось разграбление. К судам ныряли с ломами. Люди отпиливали детали кораблей, тащили к себе в гаражи. Мы поняли, что время широко заявлять о своих находках ещё не пришло.
Теперь стараемся на каждом корабле ставить памятную табличку, где указываем данные о судне, о количестве людей, которые здесь покоятся. Может быть, это заставит чёрных дайверов отложить ножовку и задуматься.
А находки есть уникальные. Так, в некоторых капитанских сейфах сохранились бортжурналы. Отправили их в Московский институт криминалистики на расшифровку, восстановили последние минуты жизни корабля и узнали имена погибших героев.
Одна из самых сенсационных находок «Русской подводно-исследовательской экспедиции» — это легендарное транспортное судно, на котором немцы вывозили золото и музейные ценности из оккупированного Крыма (оно не имеет отношения к Цемесской бухте – Новорос Стартап).
Сокровища ещё не найдены, но корабль действительно необыкновенный. Сошёл со стапелей в Бремене, обслуживал маршрут Германия — Австралия. Потом, сменив нескольких владельцев, судно оказалось в Черноморском пароходстве под именем «Харьков». В 1941 году транспорт взорвали и затопили наши войска при отступлении. Немцы его подняли, восстановили и дали имя Boy Federsen.