В первые годы советской власти в Новороссийске непримиримо боролись с хулиганством, которое было настоящим массовым явлением. Такой вывод сделала старший научный сотрудник Новороссийского исторического музея-заповедника Анастасия Кожевникова.
Она проанализировала местную газету «Красное Черноморье» за 1926 – 1928 годы, которая изобилует сообщениями криминальной хроники о хулиганах и полна призывов бороться с негативным явлением. Причиной дебошей и скандалов в общественных местах чаще всего была пьянка. Так, в газете от 8 января 1926 года приводятся выдержки из протоколов административного отдела.
Речь идет о гражданине Блянине, который в нетрезвом виде 31 декабря в 11 часов «поднял спор и нарушил тишину и спокойствие на Серебряковской улице». В то время новогодние праздники в советской стране еще широко не отмечались, и ночной шум в последний день года уходящего порицался.
Некий Г. Лерман в ресторане «Астория» выпил пива на 9 руб. 50 коп., отказался заплатить за напитки и начал скандалить. А Дмитрий Бабич в пьяном виде скандалил в своей квартире и избил жену.
В номере газеты «Красное Черноморье» за 17 ноября 1926 года в рубрике «Хулиганье» рассказывали о нескольких «подвигах» местных жителей. Матерящийся Павел Кабрда пришел в кирилловский клуб, когда там шла постановка живой газеты завода «Победа Октября». Он предложил всем убираться, так как «он забран на 4 года во флот и ему надо дать вечер с танцами и оркестром».
Но это мелочи, по сравнению с тем, что вытворял член союза строителей некий Курочкин А. 1 ноября. Мужчина пришел на станцию Гайдук, чтобы уехать по железной дороге, но его в поезд не пустили, потому что он был пьян. Тогда этот самый Курочкин стал ломиться в кассу, «ругаясь в бога и хреста, оскорбляя нач. станции и милиционеров». В милиции он порвал протокол. Когда его посадили в камеру, стал ломать там койки.
Иван Спиридонов, который работает в Гайдуке, 30 октября вышел на смену пьяным, пристал к рабочим-щебенщикам, ругал их матом. На работе некоторые хулиганы не только ругались, но и распускали руки. Гражданин Худоерков из управления торгпорта, который работает на кране № 1, избил ни в чем не повинного механика.
Дрались не только мужчины. Чумаченко А., хозяйка дома №4 по улице Скобликова избивала свою внучку. Оскорбляла публично квартирантов, показывая им неприличные жесты. Кто бы успокоил Чумаченко? – задается вопросом автор публикации об этой женщине под псевдонимом Очевидец.
Бороться с таким агрессивным бескультурьем в Новороссийске пытались с помощью судов. «Черноморская окружная прокуратура в январе месяце ставит 4 показательных процесса о хулиганах по 176 ст. 2 часть, карающей лишением свободы на срок до 3-х месяцев», сообщала газета «Красное Черноморье» в январе 2026 года. Вероятно, суды были эффективной мерой.
Газета рассказывала о задержании 20 октября 1926 года шести хулиганов в клубе им. Маркова. Но они на следующий день были выпущены. Рабочие интересовались, будет ли над ними суд.
Кроме судебных мер предлагалось отвлекать взрослых рабочих и молодежь от влияния отдельных хулиганов культурными мероприятиями. Центром профилактики должны были стать клубы, где устраивают семейные вечера, хоровые и драматические кружки, концерты.
Светлана Добрицкая для «НР».
Фото: ИИ
Это было 100 лет назад ?
А сейчас ?
P.S.
Бессовестность и грязь
Увидел я воочию,
Такую точно «мразь»
Увидишь только ночью.
Обман, фальсификат —
Сейчас он очень в моде,
За сей «сертификат»
И бить Их враз по морде