В 1846 году, через восемь лет после основания укрепления, которое стало Новороссийском, высочайшим Положением здесь был учрежден портовый город. Об этом рассказал историк Сергей Новиков в альманахе «Память и жизнь».
Годом раньше император Николай I утвердил открытие торгового порта в Новороссийске. Он составлял неотъемлемую часть военного порта, который существовал здесь с 1839 года.
Сразу после учреждения портового города появилась городовая ратуша. В штате единственного присутственного места был секретарь, два писца и стряпчий. Но реальной властью в городе обладал военный комендант. На тот момент им был Марк Ясинский.
Площадь портового города составляла примерно 70 гектаров, а население исчислялось 960 жителями. Город продолжал напоминать военную крепость. Новороссийцы жил под прикрытием фортов. Ведь в окружение недружественных горцев даже немногочисленный скот пасти в окрестностях Новороссийска было небезопасно. Животных на пастбище выгоняли в сопровождении солдат гарнизона.
Впрочем. горцев не только остерегались. Они были участниками местного менового базара. Привозили свои товары, в Новороссийске приобретали соль, которую сюда привозили из Крыма. Соляная торговля была прерогативой государства. Все торговые операции с солью происходили под присмотром чиновника министерства финансов.
Также в портовом городе на площади располагались многочисленные лавки русских, греческих, турецких, армянских, татарских купцов. «Все торгуют, и торгашей так много, что не знаешь, откуда они набирают покупателей», — писал современник.
Как свидетельствовали очевидцы, в городе были вымощенные булыжником дорожки, облицованные тесаным камнем уличные канавы, выстроены две церкви. Всего Новороссийск насчитывал пятнадцать улиц. В городе было 2 трактира, 4 кофейни, 32 питейных дома. Главными достопримечательностями считалось адмиралтейство (такой своеобразный хоздвор для ремонта и содержания судов), госпиталь на 300 коек, особняк вице-адмирала Серебрякова, здание благородного собрания.
В благородном собрании можно было почитать модные журналы, сыграть биллиард, потанцевать на балу. По части танцев не было равных грекам расквартированной в Новороссийске роты Балаклавского батальона. Присутствовали на балах и черкесские князья, которые проявляли живой интерес дамам в нарядах, оголявших плечи. В итоге дамы стали надевать специальные манишки и прикрывать свои прелести.