У малоземельцев, которые восемь месяцев удерживали плацдарм в Новороссийске и откуда пошли в наступление, чтобы освободить город от фашистов, были, как теперь бы сказали, свои СМИ, рисованные и рукописные.
Журнал, который буквально зачитывали до дыр, назывался «Полундра». Его редакция в буквальном смысле помогала бить врага. У морских пехотинцев во время Великой Отечественной войны слово «полундра» служило боевым кличем.
Журнал с таким названием появился в 225-й бригаде морской пехоты ещё в 1942 году. Позже морские пехотинцы вошли в состав отряда Цезаря Куникова, который высаживался в Новороссийске с 3 на 4 февраля 1943 года. Журнал в воинском подразделении стали издавать по инициативе художника Бориса Пророкова, командированного туда Главным управлением политической пропаганды Военно-морского флота. Он был консультантом по наглядной агитации.
В бригаду тогда были направлены ещё несколько художников, среди них молодой скульптор Владимир Цигаль, тот самый, который десятилетия спустя создал памятник-ансамбль «Малая Земля», и художник газеты «Красный Черноморец» Леонид Сойфертис. Они вместе с Пророковым вошли и в редакцию «Полундры».
Журнал представлял собою раскладную книжку: с помощью рисунков, весёлых шаржей, карикатур художники рассказывали о жизни бойцов. В боевой цепи журнал можно было разложить так, что один боец мог рассматривать обложку, а каждый следующий видеть свою страничку.
«Вся мастерская и типография — в карманах и вещевом мешке. Бумага, линолеум, тюбик масляной краски. Краску наносили тряпичным тампоном. Ещё бутылочка туши, коробка акварели, ланцет и два-три штихеля для резьбы по линолеуму», — позже вспоминал Борис Пророков.
Редакционная бригада была задействована в выпуске листовок, которые забрасывали в тыл фашистам, и «Информационного бюллетеня». Распространяла журнал и бюллетень, а также собирала свежие новости прямо на передовой библиотекарь-агитатор бригады Мария Педенко. За рыжий цвет волос бойцы называли её Рыжая Полундра. Позже она оставила воспоминания и о своей работе, и о редакции:
«Наша «подземная» редакция занимает половину небольшого стола, за которым издается юмористическая газета «Полундра». Посреди стола вместо свечей стоят снарядные гильзы, наполненные бензином. От копоти и дыма наши художники больше похожи на кочегаров, чем на работников искусства. Когда заходило солнце и наплывали сумерки, я отправлялась на передний край с последним номером «Полундры» и свежим «Информационным бюллетенем». И только перед рассветом возвращалась обратно, собрав боевой материал о прошедшем дне».
После высадки на Малую Землю редакция «Полундры» продолжала выпуск своего журнала. Условия на плацдарме для редакции были такими же неприхотливыми, как и раньше, может быть, даже суровее. Художник Леонид Сойфертис вспоминал, что днём были на передовой, ночью «верстали» «Полундру», готовили плакаты. Происходило всё в полуразрушенном доме.
Одними из самых жестоких на Малой Земле были апрельские бои. Весной фюрер дал категоричный приказ сбросить в море советские войска. И в апреле фашистские войска планировали сделать такой подарок Гитлеру к его дню рождения.
«Подарок» Гитлеру решила сделать и редакция «Полундры». Была нарисована огромная карикатура на него в свиноподобном виде. Полотном для неё служили сшитые вместе простыни. Портрет вывесили на пристрелянном месте так, чтобы он хорошо был виден противнику.
Разумеется, гитлеровцы поставили себе задачу снять издевательское полотно. К нему устремились фашисты, но они падали десятками под прицелом советских бойцов.
Мария Педенко в письме рассказывала об апрельских боях так: «Три месяца и два дня была на Малой, там стала членом ВКП(б), там же и отражала атаки противника. Помню, когда 17 и 18 апреля немцы наступали … Жаркий был бой. Я перевязывала раненых, набивала диски патронами. Нас было мало, но мы не отступили ни на шаг. Мы остановили немецкие танки, несколько подбили, остальные обратили в бегство. Атаки противника были отбиты».
Разумеется, в эти дни редакционная команда гораздо чаще держала в руках оружие, чем краски и кисточки.
Светлана Добрицкая для «Новороссийского рабочего»
Использованы материалы Новороссийского исторического музея-заповедника, статья Ларисы Колбасиной в альманахе «Память и жизнь», соцсети