Пока экскурсионных объектов этой эпохи в Новороссийске еще фактически нет. Но о том, где они могут быть, «Сове плюс» рассказал кандидат культурологии, много лет проработавший старшим научным сотрудником Новороссийского исторического музея-заповедника, Лев Степко.
В Цемдолине (не будем конкретизировать место ради его сохранности) еще остались руины сторожевой башни. Ученые на бумаге восстановили ее первоначальный вид и сделали подробное описание: толщина стен цоколя более 2 метров. Вход в башню-усадьбу с внешней стороны защищен каменной кладкой дугообразной формы, которая прослежена на высоту около 1 метра. Нижний цокольный этаж, судя по находкам сосудов для хранения припасов, а также костяков лошадей, использовалась для хозяйственных нужд. Последующие три этажа башни сооружались из более легкого материала – сырцового кирпича, они были приспособлены для жилья. Таким образом, здание-башня представляло собой многоуровневое сооружение высотой до 10 м.
- На ее основе можно создать крупный туристический центр, в котором посетители смогут погрузиться в беспокойную жизнь военного лагеря первого-второго веков до нашей эры, – считает Лев Степко.
- Следующий объект – девятибашенное Раевское городище, на котором работают археологи РАН. Ими собран огромный материал по эпохе Боспорского царства. По своей сохранности это один из лидеров на территории древнего Боспора, он может стать музеем под открытым небом.
В полях сегодняшней Раевки люди жили с конца 4-го века до н.э. Здесь же строился путевой дворец Боспорского царя Евмела, а постоянно он находился в главной резиденции в Пантикапее. Доказательством тому, что в городище была мини-резиденция Евмела, стали фрагменты фресок и постамент настоящей величественной греческой колонны.
Ученые по крупицам восстанавливали жизнь городища. В конце 3-2-го века до н.э. на городище возводят оборонительный вал, за стены выносятся массивные башни. Народ готовился к обороне. Но жизнь здесь оборвалась в результате страшного пожара. Погибли люди, рухнули перекрытия башен и дворца.
Фото: Яндекс