Администрация Анапы призвала на помощь ученых РАН с целью выяснить, откуда на побережье курорта такое засилье нитчатых водорослей, которые цветут и пахнут в самый разгар туристического сезона, и как решить эту проблему.
Это так называемая камка. Амбре от нее – хоть святых выноси: пока морская трава свежая, стоит острый запах йода, а когда подгнивает, то аромат – как из туалета. Растут водоросли недалеко от берега, но после шторма их относит к пляжу, из-за чего летом побережье выглядит крайне непривлекательно. Камка размножается чуть не со скоростью света, и работникам коммунальных служб приходится летом убирать их с пляжей каждый день. Органика – вот пища для водорослей, и человек – один из главных ее поставщиков. Частички кожи и все, что он выделяет, – вкуснейшая еда для камки. Плюс в море сбрасываются поверхностные стоки из города, в которых тоже присутствует довольно много органики.
Органика – вот пища для водорослей, и человек – один из главных ее поставщиков, – отмечает эколог. – Частички кожи и все, что он выделяет, – вкуснейшая еда для камки. Плюс в море сбрасываются поверхностные стоки из города, в которых тоже присутствует довольно много органики.
– Прежде такие исследования нами не проводились, – сообщил «КИ» Валерий Часовников, заведующий лабораторией химии, научный сотрудник Южного отделения Института океанологии РАН, кандидат географических наук. – Мы планируем провести комплексные океанографические изыскания в акватории Анапского побережья: гидрофизические, гидрохимические, гидробиологические; изучить течения – чтобы выяснить проблемы экосистемы в целом. Намерены приступить к ним весной, с началом цветения водоросли.
Доктор географических наук, старший научный сотрудник Ставропольского морского гидрофизического института РАН Елена Васечкина согласна с коллегами, что нитчатые водоросли разрастаются из-за большого количества органических, а также неорганических соединений, конкретно – соединений азота и фосфора. Нет сомнений, что соединения поступают с берега, но из окрестностей Анапы или их приносят течения со стороны Тамани либо Новороссийска – мы и собираемся выяснить.
До сих пор биомассу вывозили в пространство между дюнами и здравницами, расположенными вдоль Пионерского проспекта, где она и перегнивала. Расстояние от моря составляло всего около 100 метров, этого недостаточно для должной безопасности. Дело в том, что, разложившись, водоросль частично минерализуется, оседает в песке, а затем вместе с осадками смывается в море. Такой вот получается порочный круг.
– Есть надежда, что уже в этом году местная администрация выделит несколько гектаров земли для утилизации водорослей подальше от моря, –сказал кандидат биологических наук Станислав Ермолаев. – Их можно было бы сжигать в биореакторе и получать природный газ, но из-за песка этого делать нельзя: сломается реактор. На удобрение морская трава не годится, так как засолит почву. Выход пока только один – ждать, пока водоросли сами перегниют.
Фото: Яндекс Дзен