Именной премией губернатора Кубани награжден Илья Жаров. Его не коробит, когда называют аутистом, он сам спокойно сообщает о своей особенности.
Навстречу с журналистом «СОВЫ плюс» Илья пришел вместе с бабушкой Светланой Васильевной. Она рассказывает про внука, а парень в это время тихо разговаривает вполголоса сам с собой. Но при этом слушает нас. Когда считает нужным, вставляет слово или поправляет бабушку.
За что Илье честь от губернатора? Он победил в номинации «За достигнутые успехи в областях культуры, литературы, искусства, науки и техники». Сам лауреат написал в своем аккаунте Инстаграм, что поставил целью добиться этой премии и шел к ней четыре года. Работал над собой, занимался рисованием, легкой атлетикой, литературой. Для окружающих главное достижение Ильи – его картины, удивительно красочные пейзажи, которые он написал в окрестностях Новороссийска и не только. Это результат занятий в арт-студии «Гамма» с педагогом Анжеликой Кленц. Для особых детей, которые состоят в организации «Мир без границ», они бесплатные, как и другие секции и кружки. Работы Илюши признавали лучшими на нескольких конкурсах, в том числе и международных.
Практически каждый день Ильи расписан по минутам. Занятия в арт-студии и в школе блогеров, тренировки, дистанционные уроки английского языка, которые ведет преподаватель из общественной организации «Подснежник», объединяющей семьи с аутистами. В «Подснежнике» он также научился ткать на настоящем станке и вязать.
— Мы все время куда-то водили Илью, — рассказывает Светлана Васильевна. — Но по-настоящему нам повезло, когда пришли в «Мир без границ». Тут столько предложений, что Илья порой не знает, что выбрать. От некоторых кружков приходится отказываться, просто не хватает времени на все. Тренеры и преподаватели – настоящие энтузиасты, очень по-доброму относятся к ребятам.
Кое-кто из знакомых неодобрительно посматривал на Светлану Васильевну, которая все время куда-то торопилась с внуком. Говорили: ты из него премьер-министра хочешь сделать?! Так что, лучше ничего не делать? Позволить подростку уткнуться в смартфон и просиживать там часами? Родители других особых детей хотят, чтоб их ребенок был похож на Илью.
Друзей среди подростков у Ильи нет.
— Я чувствую, что ко мне как-то не так относятся, — говорит Илья. — Мне сложно общаться со сверстниками. Я всех их понимаю, но сам ничего не могу сказать. Я стесняюсь. Мне проще со взрослыми людьми.
Рождение особого ребенка – это драма в семье, обычно взрослые приходят в отчаяние, впадают в депрессию.
— Ничего подобного у меня не было, — говорит Светлана Васильевна. — Раз уж такой ребенок появился, буду любить такого. Илюшина мама ушла от нас, недавно умерла. Я говорю внуку, что она с неба смотрит на него, помогает, говорит: «Как я тобой горжусь!»
Да, порою очень трудно, — продолжает бабушка. — Специалисты сразу увидели, что Илья особенный, он не разговаривал в том возрасте, когда нужно. Психолого-медико-педагогическая комиссия направила его в пятый детский сад, где с такими детьми работают логопеды, дефектологи, психологи. После сада внук пошел в девятую коррекционную школу. Мы очень благодарны педагогам. Это их заслуга, что у Илюши такие успехи. Он домашнее задание всегда на пятерки делал. Все сам.
— Да, но после девятой школы я не могу получить профессию дизайнера, — вставляет Илья. — Очень хочу заниматься дизайном. Но ни в колледж, ни в вуз поступить уже не получится. У нас же не было предметов, которые учат в обычной школе, ни алгебры, ни геометрии. А они нужны для аттестата. Поэтому мне тяжело.
— Почему вы не перевели Илью в общеобразовательную школу? — интересуюсь у бабушки. — Он бы, наверное, справился с программой…
— Мы же не знали, что Илья так шагнет в своем развитии. И потом, в обычной школе таким детям опасно. Это знают все.
Светлана Васильевна боится, что окружающие могут неправильно воспринять внука. Ехали однажды в маршрутке, Илья сидел и улыбался каким-то своим мыслям, не обращал внимания на то, что происходит в салоне. Одному молодому человеку Илья показался странным, он начал возмущаться: «Ты кому улыбаешься? Ты мне улыбаешься?!» Бабушка постаралась сгладить конфликт. К счастью, пассажир вышел на ближайшей остановке, а внук, погруженный в себя, и не заметил, что гражданин задирался по отношению к нему.
Семнадцатилетний парень окажется абсолютно беззащитен, если к нему на улице подойдут, попросят закурить, начнут приставать. Бабушка наказала Илюше: сам ни на кого руку не поднимай, лучше убегай, если полезут драться. У спортивного внука хватит силы ответить обидчику, но есть уговор конфликтов избегать любым способом. Впрочем, чтобы их не случалось, Светлана Васильевна старается быть рядом. Может быть, кому-то кажется смешным, что они все время вместе. Но по-другому нельзя.
Сейчас Илья учится в Новороссийском профессиональном техникуме на штукатура. Не потому, что захотелось получить именно эту профессию, а потому, что только там организовано обучение для «особых» молодых новороссийцев. Всех их Илья знает – вместе учились в девятой школе. В техникуме ему нравится и мастерком работать хочется. Жаль, что этот единственный год учебы через несколько месяцев закончится. А потом куда? Не факт, что ребят смогут устроить на официальную работу. Может быть, с мастерства штукатура начнется дорога к архитектурному дизайну. Ведь Илья надеется, что когда-нибудь будет расписывать стены.
Бабушка в отличие от внука не унывает. Жизнь обязательно покажет путь, по которому можно идти.
Светлана Добрицкая для «Совы плюс»