В Черном и Азовском морях на 29% сократилась добыча хамсы. Ученые связывают этот факт с увеличением количества медуз, которые отбирают кормовую базу у мальков рыбы. Эксперты отмечают, что к таким последствиям привело осолонение Азовского моря.
— Учитывая высокую численность медуз и их воздействие на кормовую базу промысловых объектов, одобрена необходимость разработки методов лова желетелых, а также их переработки и реализации в Китайской народной республике, — заявили в пресс-службе Росрыболовства.
К чему может привести добыча медуз, «Комсомолка» узнала у экспертов.
Сергей Леонов, доцент, кандидат биологических наук Крымского федерального университета им. Вернадского, отмечает, что мелкая хамса питается планктоном и мелкими микроорганизмами. В этих пищевых предпочтениях она как раз конкурирует с медузами. Но решение о промышленной добыче медуз может быть принято только после тщательной экспертизы и экспериментов.
— Но никакие локальные эксперименты не могут показать, как отреагирует экосистема в целом на изъятие какого-то морского элемента. Чаще всего последствия такого вмешательства катастрофические и непредсказуемые, — отмечает Леонов. — Если сократить количество медуз, может увеличиться численность планктона, размножатся водоросли, например, ядовитые, выделяющие токсины в воду.
Доктор биологических наук, профессор КФУ им. Вернадского Сергей Иванов подчеркивает, что количество медуз выросло не только в Черном и Азовском морях, но и во всем мировом океане. По его мнению, это связано с глобальным потеплением и с загрязнением воды органическими элементами.
— Медузы питаются микроорганизмами. А численность микроорганизмов зависит от органики, которая есть в воде. В Азовском море тоже много выбросов органических веществ, загрязняющих море, потому медуз становится больше, — разъясняет Иванов. — Прежде, чем вылавливать медуз, нужно подключать ученых. В целом, я поддерживаю мысль, что их можно добывать. Потому что при большом размножении медузы уничтожают мальков хамсы, и от этого нет ничего хорошего. Пусть ловят.
На Дальнем Востоке Росрыболовство ежегодно регулирует вылов желетелых. Но что же с ними делают потом? Продают закупщикам из Китая!
Там медузы называют «хрустальным мясом» и подают как деликатес практически во всех ресторанах. Если для европейцев поедать медуз — дико, то в Китае и Южной Корее ресторану не присвоят высшую категорию, если в меню нет блюд из желеобразных.
Съедобными считаются два вида медуз — аурелия и ропилема. Обычно китайцы отделяют ротовые лопасти «жертв», удаляют внутренние органы и слизь, оставляя только зонтик. Он обычно вымачивается, а потом из этого сырья готовят множество блюд – варят, жарят со специями, добавляют в салаты. Есть и отдельная ветвь — изготовление медузных напитков или даже печенья.
Основные виды медуз, обитающие в Черном море, это аурелии и корнероты. Если второй вид в Китае не считается съедобным, то первый как раз является деликатесом. Остается только догадываться, как транспортировать этот ценный товар в Поднебесную.
Фото: Яндекс Дзен