В сентябре 1943 года началась операция советских войск по взятию Новороссийска. Освободителям предстал город, разрушенный до основания.
Новороссийск было решено атаковать сразу с трех сторон: с Малой земли, от Сухумского шоссе и с моря, высадив десант непосредственно в Новороссийский порт. Руководство десантной операцией возлагалось непосредственно на командующего флотом вице-адмирала Владимирского, командовал высадкой командир Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Холостяков. Подготовку к операции лично контролировал народный комиссар ВМФ Кузнецов, приводит хронику событий «МК».
Кораблям с десантом предстояло прорываться через узкий проход в порт между молами в глубоко вдающуюся в сушу Цемесскую бухту, западный берег которой был занят противником (там находилось до 40 артиллерийских и минометных батарей, изначально подготовленных для обстрела бухты).
Для высадки первого эшелона десанта были созданы три отряда, в первый из них — отряд обеспечения высадки — входили группы прорыва
Шесть суток шли тяжелейшие бои, не всегда их ход был удачным для советских войск.
Однако в ночь на 16 сентября войска западной группы 18 армии перешли в наступление с Малой земли и ворвались в город. Поскольку все части врага были втянуты в жестокие сражения на улицах и понесли к тому времени огромные потери, противодействовать этому удару противник не смог. Немецкое командование отдало приказ об оставлении Новороссийска. К 10 часам утра 16 сентября город был полностью освобожден.
«ПЕПЕЛ Новороссийска», «Отомстим за Новороссийск» – с такими заголовками выходили краевые газеты после 16 сентября, рассказывает «Новороссийский рабочий». В эти дни в городе побывали руководители края с информацией о злодеяниях фашистов в Новороссийске. Сообщались подробности оккупационного режима, давалось описание состояния города после его освобождения. Это были первые официальные документы, раскрывшие масштабы трагедии Новороссийска.
Из спецдонесения прокурора Краснодарского края П. Апенина: «Ни один из городов края и многих других краев и республик (не считая г. Истры Московской обл., Севастополя, Сталинграда и, может быть, частично г. Воронежа) не разрушен так сильно немецкими захватчиками, как город Новороссийск. Все промышленные предприятия и портовые сооружения до основания разрушены. Город зарос бурьяном. Это свидетельствует о том, что немец в течение долгого времени этот город держал на особо осадном положении, так как наши части держали немцев в таком напряжении, что ни о какой «нормальной» жизни нельзя было и думать».
Фото: Костомарово