Бывший новороссиец Максим Нагиев стал кандидатом в паралимпийскую сборную России по так называемому слепому футболу. Уже сыграл в нескольких товарищеских матчах за страну и старается изо всех сил попасть в основной состав, рассказывает «СОВА плюс». А первый тренер Максима, инструктор по футболу краевого центра паралимпийской подготовки Василий Никифоров, продолжает заниматься с детьми, которых в обычные спортшколы и секции не берут.
Сейчас Максим в Испании, у него не спросишь, как Василий Александрович смог научить его делать подкаты, отбирать мяч и забивать голы. Но, судя по всему, на это нужен вагон терпения.
Вообще-то Василий Никифоров много лет тренировал совсем другую категорию спортсменов – команду «Черномортранснефти». Взрослые мужики в свободное от работы время охотно играли в любительский футбол, занимали призовые места в городских и муниципальных турнирах. А потом в жизни Василия Александровича появился нынешний замглавы Геленджика, экс-депутат новороссийской городской Думы Максим Климов с идеей – создать команду из детей, страдающих ДЦП. Вместе с другом и помощником Александром Шеиным много сил отдали, чтобы все получилось. Сейчас в Новороссийске и за его пределами знают, во что вылился тот проект – в бюджетное учреждение «Мир без границ» и одноименную краевую общественную организацию. Это не только различные секции и кружки для особых мальчишек и девчонок, очень часто – единственный свет в окошке.
Поначалу пришлось доказывать на разных уровнях, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут и должны заниматься спортом. Василий Александрович тренировал пацанов, которые и в обычной жизни двигались с трудом. А мало кому еще известный Максим Юрьевич договаривался с чиновниками, открывал двери в нужные кабинеты. Команда новороссийцев тогда отличалась раз за разом, парни выигрывали на соревнованиях – успех был очевиден.
В ту пору Василию Александровичу предложили тренировать команду Краснодарского края для слепого футбола – ведь именно у этого тренера был опыт работы с ребятами с ОВЗ. Но тут амбиции взыграли недетские – собрались взрослые целеустремленные люди, которые очень хотели играть. Тренировки проходили в Новороссийске, кроме местных в команду вошли приезжие из других городов и даже регионов. Максим Нагиев вообще раньше жил в Дагестане, занимался и дзюдо, и легкой атлетикой, а теперь решил попробовать себя в футболе.
В футбол для слепых играют по особым правилам. Мяч звенящий – для того, чтобы игроки понимали, где он находится. На глаза всем надевают плотные повязки. Степень незрячести у спортсменов отличается, а нужно, чтобы все были в равных условиях. Только у вратаря со зрением все нормально, он подсказывает своей команде, как действовать.
— При подготовке футболистов я руководствовался собственным опытом, а какие-то упражнения придумывал в процессе. Показывать, как должна двигаться нога, как повернуть корпус, просто бесполезно – они не увидят. Приходилось руками правильно ставить ногу, вести ею мяч…
В спортивном быту было не менее сложно, чем во время занятий. Приезжие футболисты во время сборов жили на одной съемной квартире. При выезде на соревнования Василий Александрович полностью отвечал за всех и каждого, помогал ему Александр Шеин. Довести из автобуса до гостиничного номера или раздевалки – целое дело. Брал по двое под руки и приводил, куда нужно. Или выстраивал свою команду гуськом так, чтобы один чувствовал другого. Денег на поездки давали не слишком много. Кормежка тоже была неприхотливая, порой тренер заливал кипятком всем китайскую лапшу и кормил чуть ли не с ложки. А, бывало, борщи на всех варил.
На различных турнирах команда Краснодарского края по слепому футболу была в середине рейтинга – всегда чуть-чуть не дотягивала до призовых мест. Максим Нагиев тренировался в ее составе несколько месяцев, потом поступил учиться в московский вуз на юриста, но футбол не забросил. Он целеустремленный, потому добивается своего. Вот и до паралимпийской сборной страны добрался, о чем сразу же сообщил своему первому тренеру.
— Вы только сильно про меня не расписывайте, а то еще корона вырастет, — пошутил при встрече Василий Александрович.
Корона точно не вырастет, потому что история не заканчивается. Каждую неделю он идет в спортзал Дворца творчества на тренировки с юными «овэзэшниками», а это особый контингент. Неблагополучные мальчишки, среди которых можно проводить кастинги, отбирать способных, а тем, кто не тянет, советовать заняться чем-то другим. Здесь у каждого свои проблемы – у кого-то со слухом и речью, у других – с опорно-двигательным аппаратом, у третьих – с интеллектом. И всем физкультура необходима как воздух. А футбол привлекателен тем, что дает азарт, интерес к спортивным занятиям.
В конце тренировки всегда есть 15–20 минут игры. Это радость, которую ждут, суперприз, ради которого надо пройти через разминку, подтянуться, отжаться, качать пресс.
— Я их понимаю, — делится Василий Александрович. – Я бы сам, наверное, не мог просто так бегать по несколько часов в день или плавать. А тут живительная сила футбола делает многое – развиваются мышцы, мозги включаются, потому что нужно понимать правила, ход игры, осознавать свою роль в команде.
Тренер уверен, взрослые должны сделать все, чтобы «подсадить» ребенка с ОВЗ на футбол.
— Хвалите мальчишку за любой бросок, точный или неточный, за любое движение, радуйтесь его голам. Только потом, когда он весь в футболе, можно относиться к результатам более требовательно, — напоминает Василий Александрович родителям.
Лично у него всегда найдется медаль, которую можно вручить начинающему футболисту за первые, даже самые незаметные успехи. И, вполне возможно, кто-то из нынешних его воспитанников дорастет до паралимпийских наград.
Светлана Добрицкая для газеты «Сова плюс».
Фото: Юрий Березнюк