Свою персональную выставку, которая открылась в Центре национальных культур, художница Наталья Береза назвала «Мой мир». Сюжеты ее картин действительно ни на что не похожи. Очень часто они приходят к ней ночью, порой во сне.
Про одну из таких картин не для массового зрителя — только самые родные и близкие могут увидеть ее, хочется рассказать особо. Все потому, что это полотно спасло ей жизнь.
Она тяжело болела. Диагноз Наталье поставили такой, что ей казалось: дни сочтены. Хотя медики давали оптимистические прогнозы. Но самочувствие не улучшалось, она даже собиралась писать завещание. Но однажды ночью, когда не спала, а перебирала в голове грустные мысли, в ее воображении родился этот самый «Цветок жизни». Наталья встала с постели, подошла к холсту и начала рисовать.
Через пару часов возникло нечто розово-голубое, красивое, искрящееся, в пастельных тонах. Когда Наталья запечатлела свою фантазию, то почувствовала себя бодрой и помолодевшей. И с тех приступов болезни не было.
Вообще Наталья уверена, что ее картины должны обязательно поднимать настроение, радовать и удивлять, как удивляется она сама всему красивому. Если говорить о специальном образовании – то это всего лишь художественная школа. Она училась в ней еще во времена Советского Союза, и было это во Львовской области, хотя своим родным городом Наталья всегда считала Новороссийск. Так уж вышло, что ее родители были настоящими строителями социализма. Практически на полном энтузиазме прошли через многие народные стройки. И целину ездили поднимать в Казахстан, и потом на Украине строили цемзавод. Детей, Наташу и ее сестру, всегда брали с собой, а на летние каникулы отправляли на Черное море домой, к бабушкам.
В Новороссийске она в двадцать лет с хвостиком она устроилась на работу в фотографию. Старшие новороссийцы помнят это учреждение на улице Бирюзова возле центрального рынка. Было это в эпоху черно-белых снимков, когда фотографии проявляли и закрепляли, какие-то порошки разводили в воде и потом в затемненном помещении орудовали с пленкой и фотобумагой. Наталью, которая к тому времени прошла бухгалтерские курсы, приняли на склад. Она получала химикаты, выдавала их сотрудникам. Но больше всего на свете мечтала научиться снимать. В свободное время сама изучала книги по фотографии. И научилась.
Когда из объединения «Краснодаркрайфото» приехала в Новороссийск комиссия, чтобы аттестовать сотрудников из Новороссийска, то ей присвоили высокий 4 разряд. И стала у Натальи складываться фотографическая карьера. Она и на краевом творческом конкурсе победила, и бригадиром ее назначили. Кстати, тут на рабочем месте случился у нее служебный роман, и она вышла замуж за фотографа Андрея Березу.
В перестроечные времена Наталья оказалась одной из возмутительниц спокойствия в размеренной городской жизни. Произошло то, чего раньше в те советские времена никогда не бывало в Краснодарском крае. Фотографы забастовали, вышли с плакатом на площадь перед рынком.
Ну, и в центре этой забастовки и оказалась Наталья. Она-то и рассказала о сути конфликта. Фотография тогда входила в горбытобъединение. Это учреждение собрало всех, кто, так сказать, занимался бытовым обслуживанием населения – швей, сапожников, обувщиков, ювелиров, часовщиков и других. Большая часть служб находилась в многоэтажке на улице Бирюзова, которую до сих пор по старой памяти горожане называют Домом быта.
Так вот руководитель горбытобъединения положил глаз на помещение фотографии. В один прекрасный день половину площади начальство у фотографов попыталось изъять под какие-то иные нужды, просто перегородило квадратные метры. «Вы как-нибудь на этом кусочке работайте» — такое было дано указание. А как работать, где материалы хранить? Наталья и ее товарищи с таким поворотом не смирились. Демонстрировали свое несогласие в самом центре города. Тогда они вернули себе фотографию.
Еще некоторое время Наталья возглавляла борьбу за социальную справедливость в среди коллег. Они организовали ассоциацию работников горбытобъединения. Фактически эта организация заменила собой профсоюз. Наталья ходила с товарищами к начальству и добивалась правды, когда кого-то уволили незаконно, зарплату полностью не выплатили и т.д.
С течением времени фотографам становилось выживать все сложнее. Город заполонили салоны «Кодак», в которых проявляли и печатали любительские фото. С ними конкурировать было невозможно. В 1991 году горбытобъединение приватизировали. Вся бытовка распалась. Помещение фотографии они с коллегами продали. На него было немало охотников. Большие деньги предлагали владельцы игорного бизнеса, но она удержала коллег: ну, аморально это в казино разводить людей на деньги. А вот с аптекой за меньшую сумму сторговались.
К тому моменту Наталья осталась вдовой, муж Андрей умер. Она с дочкой поселилась в маленьком домике. Думала, чем себя занять. Попробовала рисовать. Но пейзажи, портреты, натюрморты оказались не ее делом. Куража не было, когда она их писала.
И тут произошло чудо. Кто бы сказал, что сюжеты картин будут сниться. Первый сюжет ей приснился. Именно так пришли ей в голову удивительные линии, изгибы, оттенки. Теперь она знает, что воображение посылает ночью фантазии, которые на холсте превратятся в настоящее произведение искусства.
— Настоящий маститый художник имеет мастерскую, где делает эскизы, наброски, разводит краски, подбирает оттенок на палитре. Он может оставить неоконченной картину или полгода дорисовывать детали, — рассуждает Наталья. – А у меня нет мастерской. Все то, что я увидела в своих фантазиях, изображаю на холсте акриловыми красками. Они высыхают за два – три часа. Поэтому работа готова за один день. И ее нельзя повторить, сделать копию.
Так появились порхающие сиреневые крокусы, светлый воздушный осенний пейзаж. Возникло удивительное полотно, на котором лично я увидела русскую сказку: в нем переплелись диковинные жар-птицы, яблоки, листья. Есть картина, которую Наталья назвала: «Осколки». Это цветные многоугольники: если в них вглядеться, то каждый может увидеть что-то свое. Картин у Натальи много, на каждой – ее настроение, размышления о красоте. Ведь мир красив!
Несколько лет назад, когда они начинала этим заниматься, то очень хотела, чтобы ее оценили профессионалы. В соцсетях связалась со своим другом Геннадием Александровым, известным художником, который считает Новороссийск родным городом. Выслала фото одной из картин, попросила высказать все, что он думает. И он ответил так, как, наверное, отвечает коллега коллеге. Именно тогда она узнала, что работает в жанре абстрактной живописи. Хотя Геннадий Александров делал серьезные замечания, в целом ее «опыты» одобрил: «В принципе, работа сложилась, во всяком случае, думаю, то, что вы хотели выразить, то получилось. Если же говорить об абстракции, как таковой, то здесь Вы отошли на шаг от реализма, но в абстракцию только шагнули очень робко.»
А потом Наталья обратилась к другому новороссийскому художнику Николаю Джаняну. И он тоже принял большое участие в ее творчестве. Вот так и началась ее карьера художницы. Он ее оценил и эту первую персональную выставку тоже помог организовать.