В ряде российских регионов владельцы грузовиков, перевозящих зерно, отказались работать, требуя навести порядок в этой сфере. Как сообщил «Агроинвестору» один из организаторов забастовки Андрей Грузденко, в акции участвуют водители в Ростовской, Волгоградской, Воронежской области, Краснодарском и Ставропольском краях.
«Остановилось до половины погрузок, — оценивает Грузденко. — Glencore на неделю приостановил свои отгрузки в порт Азов, терминал в Тамани также приостановил работу, в Новороссийск поставки упали практически вдвое». По его словам, к забастовке водителей вынудили недобросовестная конкуренция и коррупционные схемы, из-за которых добросовестным перевозчикам приходится работать с отрицательной рентабельностью. «Людей вынуждают работать с перегрузами, потому что если соблюдать все требования законодательства, то они просто не выживут», — поясняет он.
Представители Glencore, зернового терминала в Тамани, «Объединенной зерновой компании» (владеет контрольным пакетом НКХП), на запросы «Агроинвестора» к настоящему времени не ответили. Представители НМТП (входит Новороссийский зерновой терминал) и группы «Дело» (в активы входит зерновой терминал КСК) от комментариев отказались. В то же время источник, связанный с занимающимися перевалкой зерна стивидорными компаниями, сообщил «Агроинвестору», что снижение автопотока в порты связано не с забастовкой, а с объективными факторами. «Груз в сторону юга сейчас в основном идет по железной дороге. Да и самого груза осталось мало: если в первой половине сезона было экспортировано 28 млн т зерна, то во второй половине, по прогнозам, будет лишь 14 млн т», — сказал он. Кроме того, по его словам, на снижение отгрузок в январе повлияли метеусловия. «Из 23 дней в январе фактически только шесть дней была нормальная погода», — рассказал он.
Коррупционная составляющая приводит к тому, что зерно перевозится машинами с трех-четырехкратным превышением допустимой массы машины, в свою очередь говорит президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Митягин. «Трейдеры сейчас предлагают тариф на перевозку в 1,4 руб./кг. На расстояние 575 км — от Ростовской области до порта Тамань — если взять норматив в 20-25 т, то получается до 35 тыс. руб. за рейс. При этом только расходы на топливо составляют около 27 тыс. руб., также необходимо заплатить за «Платон» — это еще 2 тыс. руб. Рейс делается три дня, в течение которых водителю надо есть, платить за стоянку. И это мы еще не берем налоги, амортизацию автомобиля и т. д.», — перечисляет Митягин.
При таком ценообразовании, продолжает он, на рынке перевозок зерна получить приемлемую рентабельность сейчас могут лишь те, кто идет на нарушения. «С трехкратным перегрузом, заплатив на каждом посту по 2 тыс. руб., еще можно добиться какой-то рентабельности, но это с нарушением законодательства. Если же перевозчик не заплатит мзду, ему за превышение общей массы транспортного средства грозит штраф до 500 тыс. руб.», — говорит Митягин.
«Грузавтотранс» 16 января направил обращения о ситуации с перевозками зерна президенту, премьер-министру, главам Минсельхоза, Минтранса, ФАС и Генпрокуратуры. «Цель — чтобы всеми участниками рынка стали соблюдаться законы, — говорит Митягин. — Государство должно вмешаться и навести порядок: если в одной машине перестанут перевозить груз трех машин, то будет и больше работы, и ценообразование будет выше». Со своей стороны ассоциация предложила собрать на одной площадке трейдеров и перевозчиков, чтобы выработать хартию о добросовестном ведении бизнеса. «Если трейдер на себя возьмет обязательство не допускать перегруз, они эти машины просто не будут принимать. В этом случае перевозчики перестанут работать с перегрузом. Минсельхоз пообещал содействовать», — рассказал Митягин. «Агроинвестор» отправил письменный запрос в агроведомство.