Дорогу Цемдолина-Портовая в Новороссийске исключили из приоритетных проектов РФ на 2019 год. Об этом рассказал замглавы города Дмитрий Агапов на очередном заседании комитета Гордумы по промышленности, транспорту и экологии, сообщается на официальной странице «НР» в соцсетях.
Депутаты городской Думы решили бороться за то, чтобы на строительство были выделены бюджетные средства. Как убеждены проектировщики и городские власти, трасса разгрузит движение в городе. А между тем ради этой платной дороги, придется вывести из состава Цемесской рощи живой участок площадью 5 гектаров, где много краснокнижных растений. Но представители подрядчика убеждали – роща там деградирует.
Проект получил неоднозначную оценку горожан. Несколько месяцев чиновники администрации, депутаты и проектировщики доказывали новороссийцам, как замечательно будет, когда построят платную трассу. «ВК Пресс» привела их высказывания:
Александр Филатов, главный инженер проектной организации «Инжпроектстрой»:
— При эксплуатации дороги воздействие на рощу будет минимальное. Там, где трасса по касательной захватывает край Цемесской рощи, планируется возвести эстакадные участки, то есть дорога пройдет над деревьями. Кроме того, на сегодня появился инвестор, который готов заложить средства в проектную документацию на мероприятия по сохранению памятника природы. Речь идет о компенсационных высадках, поверхностном водоотводе с территории рощи, приведении в порядок ее гибнущих участков, об экологически чистом сбросе вод с дороги, о пыле- и шумозащите и прочих важных нюансах.
Ирина Панченко, начальник отдела экологического контроля администрации:
— Наша задача – сделать так, чтобы и дорога была построена, и роща оказалась защищена. Городу жизненно важно и то, и другое. Чтобы Новороссийск ничего не потерял, а только выиграл, в проекте необходимо предусмотреть компенсационные и охранные мероприятия: гидрологические работы, установку шумо- и пылезащитных экранов, рекультивацию новых участков рощи взамен изъятых. У нас есть участки, которыми ранее пользовался водоканал, а также другая земля, под гаражами, которую мы планируем засадить молодым лесом. Другими словами, есть уникальный шанс извлечь пользу для Цемесской рощи из этого проекта. Возможно, это даже выровняет экологический баланс памятника природы.
Участники брифинга резюмировали: Новороссийску в равной степени необходимы и новая автодорога, и Цемесская роща. Они убеждали, что участок, который хотят «отрезать», — мертвый.
Но на общественных слушаниях по проекту никто не дал высказаться местным экологам, у которых на этот счет мнение обратное.
— Новороссийцы, которые сейчас голосуют за корректировку границ Цемесской рощи, могут подписать приговор ей и фактически всей центральной части города, которую зеленый массив отделяет от промзоны, защищает от пыли, грязи, вредных выбросов, шума, — рассказала «Сове плюс» член экологического совета при главе Новороссийска Татьяна Трибрат. – Я полагаюсь на мнение профессиональных экологов: Вениамина Голубитченко, Антона Поповича, Раисы Смоляр, Анны Корчагиной. Все они утверждают, что эти пять гектаров – настоящий живой лес. Сотрудники краснодарского НИИ, готовившие обоснование его изъятия из особо охраняемой природной территории, в качестве аргумента говорят о заболачивании этого участка. Но он и должен периодически заболачиваться, ведь это пойменный лес. Никто из разработчиков проекта дороги не удосужился просчитать все риски. Что будет, если у рощи заберут этот кусок? Если она начнет гибнуть, то пострадают не только лесной виноград, белоцветник, несколько видов орхидей и другие краснокнижные. Ухудшая положение рощи, мы ухудшаем и свое собственное положение. Мы говорили о возможном ущербе экологии с представителями городской администрации и услышали в ответ: такой исход не доказан. Но не доказано и то, что строительство дороги не обречет всю рощу на тихое вымирание. Подрядчик просто обязан был сделать необходимые обследования, чтобы доказать, что после этой стройки зеленому массиву в центре города «будет хорошо» или, по крайней мере, не слишком плохо.
И вот проект отложен, констатирует «НР». Он будет доведен до разрешения на строительство, но денег на него в следующем году, к сожалению, Новороссийск скорее всего не получит, резюмировал Агапов.
Депутатам это не понравилось. Они заявили, что нельзя опускать руки. Необходимо продолжать отправлять письма во все возможные инстанции и доказывать важность строительства дороги Цемдолина-Портовая в Новороссийске — одном из крупнейших транспортных узлов юга России.