Городские медики и следователи разоблачают фейки, которые передаются в группах через различные мессенджеры, пересказываются при личном общении, приводят народ в волнение.
Почему в глубинах виртуальной реальности возникают истории, очень похожие на правду? Как на них реагировать? Чему верить, а чему нет?
Сейчас курсирует слух о том, что в Новороссийске люди, инфицированные ВИЧ, оставляют на лавочках зараженные иглы от шприцев. Делается это якобы для того, чтобы человек сел, нечаянно укололся и тоже подхватил вирус. Как рассказала заведующая отделом «Центра профилактики и борьбы со СПИД № 4» Альфия Стринадкина, не зафиксировано случаев, когда в их учреждение обращались пациенты, получившие инфекцию таким образом, но осторожность никому не помешает.
Действительно надо смотреть, куда садишься. Вирус иммунодефицита человека может жить во внешней жидкой среде с остатками крови до 14 суток. Если эти условия имеются, то есть вероятность ВИЧ. А еще больше вероятность заражения вирусом гепатита. Он очень живучий, выдерживает температуры от минус 50 до плюс 50.
Если вдруг на какой-то скамейке кто-то поранится о шприц, то нужно аккуратно изъять иглу и прийти с ней в Центр. Произошло заражение человека или нет, сразу определить невозможно, инкубационный период ВИЧ длится до 6 месяцев.
В ноябре на собрании в школе родители между собой обсуждали вопрос: стоит ли отпускать детей по вечерам к репетиторам и на тренировки? Поводом стала информация о том, что в темное время суток в нашем городе на улицах режут людей. Якобы за последние недели пострадали два подростка и женщина. Некоторые мамы стали специально ездить и встречать своих девятиклассников после занятий. Если честно, стало страшно за детей. Но есть ли основания бояться? Прокомментировал ситуацию старший следователь-криминалист следственного управления СКР Эдуард Плотников:
— В Новороссийске такого не было не только за последние недели или месяцы, но и за многие годы. Распространяют подобную информацию недобросовестные люди, видимо, с целью заполучить репосты. Если распространитель этой дестабилизирующей информации будет установлен и попадет в мои руки, он очень сильно пожалеет о своих действиях. Официально заявляю, что с применением колото-режущих предметов в городе было лишь одно убийство, оно произошло 15 ноября в квартире по улице Аршинцева. Потерпевший вел паразитический образ жизни, злоупотреблял алкогольными напитками, не работал, был судим. Есть все основания полагать, что преступление произошло в результате тюремных разборок, злоумышленник задержан в городе Сочи.
Еще одна фальшивка из соцсетей взбудоражила жителей Мысхако. Якобы официальный документ, скан которого был выложен в интернете, сообщал о решении изъять земельные участки между улицами Ленина и Шоссейной и расселить местных жителей. На этой территории, согласно поддельной информации, «в связи с обращением ПАО НК «Роснефть» и ПАО «Транснефть», а также распоряжением Минздрава РФ» будет освоен земельный участок «площадью 115 га для строительства многопрофильного лечебно-диагностического комплекса по ЮФО». Составители «документа» сообщали, что специальная комиссия будет заниматься расселением и выплатой компенсаций жителям, исходя из кадастровой стоимости домов.
Городская администрация отреагировала опровержением на ведомственном сайте, пообещала провести проверку и выяснить, кто же автор слухов.
— Когда люди массово пересылают друг другу фейковую сенсацию, запускаются так называемые социальные, моральные, информационные паники, — прокомментировала явление Анастасия Золотова, кандидат медицинских наук, врач-психиатр, клинический психолог новороссийского филиала ГБУЗ «Геленджикский психоневрологический диспансер».
– Эти паники развиваются в результате дефицита или избытка информации. Чтобы возникли такие состояния, новость должна задеть за живое, касаться личной безопасности, содержать угрозу близким. В таком случае не каждый человек может трезво проанализировать конкретное сообщение, полученное из «проверенных источников», от «официальных» лиц.
Никакие серьезные сведения не будут распространяться на листовках, присылаться в сообщениях без подписи. Если автор аудиосообщения представляется компетентным в той или иной области, он должен обозначить имя, фамилию и занимаемую должность, а информацию подтвердить объективными и официальными данными.
Когда возникают сильные эмоции, мышление работает плохо и вместо того, чтобы задуматься, участник чата начинает действовать – «спасаться». Он как бы снимает с себя ответственность и пересылает «страшную историю» другому. Идет обсуждение, обстановка нагнетается. И среди тех, кто поддерживает такую переписку, обычно нет людей, компетентных в конкретном вопросе. Так и было, когда ходила информация о страшных вирусах гриппа. Любой медик усомнился бы в ней, потому что употреблялись безграмотные понятия, термины, которых в природе не существует.
Анастасия Золотова считает, что эффективный метод борьбы с фейковой информацией только один – как можно раньше в разоблачение слухов должны включаться власти и действительно компетентные органы, не ждать, когда они превратятся в снежный ком. Если паника захватила людей, остановить ее намного сложнее, чем предотвратить.
А нам, рядовым потребителям информации, чтобы не остаться в дураках, надо все перепроверять и подвергать сомнению.
Источник: «Сова плюс»