На 18 июля объявлены общественные слушания, которые могут привести к изменению границ Цемесской рощи. Но на сайте городской администрации в постановлении за № 2328 от 09.06.2018, где объявляется об этих слушаниях, не названо ни место, ни время их проведения.
А ведь событие для города чрезвычайно важное. На нем заслушают и обсудят «Материалы комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории регионального значения памятник природы «Цемесская роща», расположенного в муниципальном образовании город Новороссийск, обосновывающие корректировку границ и площади ООПТ».
В Новороссийске планируется строительство новой объездной дороги на въезде в город со стороны Краснодара — от села Цемдолина до улицы Портовой, к причалам торгового порта. Однако проект встретил сопротивление общественных экологов, поскольку новая автотрасса затронет Цемесскую рощу, памятник природы, сообщает «ВК Пресс». Специалисты обсудили проблему на брифинге, организованном пресс-службой городской администрации.
Значимость дороги, по которой должен пойти поток большегрузов в порт, никто не оспаривает. Ведь она важна для развития не только транспортной инфраструктуры города, снижения нагрузки на Анапское шоссе, одну из главных транспортных артерий на въезде со стороны Краснодара, но и в целом улично-дорожной сети Новороссийска. Более того, объездная трасса к порту улучшит экологическую обстановку в городе, который буквально задыхается от выхлопных газов автотранспорта, особенно большегрузного, уверяют журналисты «ВК Пресс».
Тем не менее, некоторые экологи из числа так называемых «зеленых» общественников выступают против проекта в его нынешнем виде. Дело в том, что дорога пусть и по касательной, но на трех участках задевает край Цемесской рощи. Речь идет о 2,7 гектарах зеленых насаждений, которые обязательно будут компенсированы, подчеркивает «ВК Пресс».
«Эколог из числа так называемых «зеленых» общественников», по характеристике «ВК Пресс», — Антон Попович, член экологического совета при главе Новороссийска так обосновывает свою позицию: трасса должна пройти по территории краевого памятника природы, что является прямым нарушением закона. Чтобы быть в ладу с законом, надо изменить границы рощи. Для этого сотрудники НИИ прикладной и экспериментальной экологии ФГБОУ ВО Кубанского государственного аграрного университета, обосновывающие эту корректировку, провели обследование территории. Они утверждали и утверждают, что на этих гектарах лес гибнет. Но несколько местных экологов, которые прошли своими ногами этот участок, своими глазами видели зеленую зону, доказывали обратное – здесь живая роща.
Впрочем, подавляющее большинство собравшихся на брифинге специалистов поддержали проект, приведя серьезные аргументы в его пользу.
Ирина Панченко, начальник отдела экологического контроля администрации Новороссийска:
— В 2017 году проект не прошел государственную экологическую экспертизу, потому что не было установленных границ Цемесской рощи. Сейчас же границы определены, роща поставлена на кадастр, и мы заходим на второй круг. Наша главная задача — сделать так, чтобы и дорога была построена, и роща оказалась защищена. Городу жизненно важно и то, и другое.
Чтобы город ничего не потерял, а только выиграл, в проекте необходимо предусмотреть компенсационные и охранные мероприятия — гидрологические работы, установку шумо- и пылезащитных экранов, рекультивацию новых участков рощи взамен изъятых. У нас имеются участки, которыми ранее пользовался водоканал, а также другая земля, под гаражами, которую мы планируем засадить молодым лесом. Другими словами, есть уникальный шанс извлечь пользу для Цемесской рощи из этого проекта. Возможно, это даже выровняет экологический баланс памятника природы.
Вячеслав Бердников, начальник отдела экологии администрации морских портов Черного моря, член экологического совета при главе города:
— Порт развивается, город растет, и нужны новые транспортные артерии. Поскольку рельефные возможности Новороссийска ограничены, единственный выход — магистраль, о которой мы говорим. Главное — компенсировать природе то, что у нее забирают.
Наталия Боровская, депутат городской Думы:
— На нашу встречу в центр города я ехала из родного мне села Гайдук по той самой дороге, которую мы хотим разгрузить, построив объездную трассу. Сейчас, в вечерний час пик, мой путь из-за жутких пробок занял около двух часов, хотя в былые времена на него приходилось тратить от силы 15–20 минут. Город просто задыхается! Ни форточку открыть, ни ночью спокойно поспать, ни с детской коляской выйти. Сейчас в районе Кирилловского поворота и Гайдука — бесконечная вереница грузовиков. И в ближайшие десятилетия их поток будет только расти. Грузооборот в порту увеличивается, скоро откроется движение большегрузов на Крым. Как мы будем жить, чем дышать? Нам жизненно нужна альтернативная дорога! На весах не просто драгоценное для каждого время, на весах — жизни людей!
Если мы не воспользуется шансом и не получим федеральные деньги на строительство магистрали, это станет огромной потерей для города. Ни край, ни тем более муниципалитет многомиллиардные суммы никогда не потянут. Следовательно, Приморский внутригородской район будет продолжать задыхаться от выхлопных газов, а Цемесская роща — и дальше гибнуть.
Александр Филатов, главный инженер проектной организации «Инжпроектстрой»:
— При эксплуатации дороги воздействие на рощу будет минимальное. Там, где трасса по касательной захватывает край Цемесской рощи, планируется возвести эстакадные участки, то есть дорога пройдет над деревьями. Кроме того, на сегодня появился инвестор, который готов заложить средства в проектную документацию на мероприятия по сохранению памятника природы. Речь идет о компенсационных высадках, поверхностном водоотводе с территории рощи, приведении в порядок ее гибнущих участков, об экологически чистом сбросе вод с дороги, о пыле- и шумозащите и прочих важных нюансах.
Участники брифинга резюмировали: Новороссийску в равной степени необходимы и новая автодорога, и Цемесская роща. Предложения по сохранности и восстановлению памятника природы, выдвинутые экологической общественностью и специалистами, будут учтены при разработке раздела проекта по охране окружающей среды.
Если государственная экологическая экспертиза будет пройдена и проект войдет в федеральную программу, то строительство автодороги может начаться уже в 2019 году, сообщает «ВК Пресс». И тогда по ней большегрузный транспорт пойдет в объезд центра Новороссийска — от границы Гайдука и Цемдолины до места нынешнего строительства авторазвязки на Сухумском шоссе, фактически в самую сердцевину Новороссийского морского торгового порта. Улицу Магистральную, связывающую центр города с выездом в сторону Геленджика, трасса будет пересекать также на эстакадном участке.
— Мы совершенно не возражаем против дороги, которая разгрузит движение, мы — за, — комментирует Антон Попович. – Но генподрядчик так и не объяснил, почему нельзя проложить федеральную трассу в промзоне, почему ради нее надо уничтожать памятник природы. Было сказано, что это невозможно.
Пока Минприроды не согласовало проект, строительства не будет. Если вдруг краснодарские экологи, которые живой лес выдают за мертвый, убедят Министерство в своей правоте, новороссийцы могут лишиться еще одного уникального природного объекта, который является живым биофильтром – «легкими города», считает Антон Попович.
Впрочем, быть или не быть дороге, изменять границы рощи или нет, должны решать, в том числе, и на общественных слушаниях. А вот, когда и где они состоятся, нигде официально не объявлено.
Впрочем, как стало известно, слушания пройдут городском Доме культуры (бывший кинотеатр «Украина») в 12 часов. Кстати, в этот же день новороссийцев приглашают на субботник в Цемесскую рощу, в 8.45 сбор у автозаправки «Кристина».