Верховный суд Российской Федерации удовлетворил иск капитанов из Новороссийска к АО «Каспийский трубопроводный консорциум — Р».
С прошлого года два капитана АО «Каспийский трубопроводный консорциум — Р» из Новороссийска пытались признать гражданско-правовые отношения трудовыми и взыскать с работодателя положенные по трудовому законодательству выплаты, сообщает пресс-служба Краснодарского краевого объединения организаций профосоюзов. Но в Краснодарском крае моряков поддержали только профсоюзы и Новороссийская транспортная прокуратура.
Работа по договорам гражданско-правовой характера не должна иметь признаков постоянно выполняемой работы. Оформление работника по гражаднско-правовому характеру имеет ряд преимуществ для работодателя: на исполнителя не заполняются кадровые документы, исполнитель выполняет конкретное задание и должен предоставить конкретный результат.
В июне прошлого года капитаны обратились за помощью в Краснодарское краевое профобъединение с просьбой встать на защиту их трудовых прав. Как выяснили представители профсоюзов, несмотря на то, что работа капитанов носила постоянный характер, с ними заключались только договоры гражданско-правового характера. Водная транспортная компания подписывала договоры с капитанами на платной основе с условием оказания услуг, прикрывая ими трудовые отношения.
По инициативе профсоюзов была проведена прокурорская проверка, которая показала, что капитаны подчинены внутреннему распорядку предприятия, занимают специально оборудованное рабочее место (судно), их работа носит постоянный характер, также присутствуют другие признаки постоянных трудовых отношений. Однако, работая на компанию, капитаны, тем не менее, были лишены оплачиваемых отпусков, больничных, не защищены от риска быть уволенными в один день. На просьбу трудоустроить их официально работники неоднократно получали отказ.
— «Мы были потрясены, когда один из капитанов рассказал, что сутки напролет, без автопилота, нес один вахту на катере, – говорила о происходящей ситуации лидер профсоюзов Кубани, депутат Госдумы Светлана Бессараб, — И лишь сломанный двигатель, и возникшая в связи с этим опасность (катер управляется только при работающем моторе) заставили его уже всерьез потребовать от руководства водной Новороссийской компании исполнения требований и правил по охране труда. За что капитан и был уволен».
Изначально суды первой и последующих инстанций поддержали позицию акционерного общества. Эти решения капитаны обжаловали в Верховный суд Российской Федерации. 28 мая 2018 года Верховный суд Российской Федерации удовлетворил жалобу истцов, отменил ранее принятые судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в Приморский районный суд Новороссийска.