Что делали древние греки в той местности, которая сегодня называется Новороссийском? Вопрос далеко не праздный, а очень даже актуальный.
Во-первых, потому, что в июне город на берегу Цемесской бухты стал одним из пунктов проведения фестиваля «Античное наследие России». Во-вторых, потому в недрах Российского географического общества что зреет глобальный причерноморский туристический проект «Золотое кольцо Боспорского царства», в состав которого Новороссийск войдет всенепременно. О том, как «новороссийцы» жили в составе этого большого античного государства, рассказал заведующий отделом археологии Новороссийского исторического музея-заповедника Александр Шишлов.
Греческих городов-колоний по берегам Черного моря было множество. Тот факт, что города основывались на побережье и осваивалась непосредственно прибрежная часть, дало впоследствии известному философу Платону повод с иронией сказать, что «мы-греки расположились вокруг моря, как муравьи или лягушки вокруг болота». В Новороссийске и его окрестностях немало следов античного присутствия разного времени начиная с VI в. до н.э. по IIIв н.э.. Есть сведенья из источников IV в. до н.э. о городке Патус, который исследователи помещают в районе Новороссийска.
Устраивали греки свои поселения по образцу тех, что были у них на родине. Это касается и архитектуры, и порядков, которые царили в них. В 480 году до нашей эры города, расположенные по обеим сторонам Керченского пролива, объединились в Боспорское царство для защиты своих «цивилизованных» интересов в краях, где жили дикие, по их меркам, племена. Столицей Боспорского царства стал Пантикапей, нынешняя Керчь. Существовало это государство в разных границах почти целое тысячелетие, с моментами расцвета и упадка и постепенным вхождением в Византийскую империю. В состав Боспорского царства несколько веков входили и теперешние новороссийские земли.
Один из самых крупных памятников той эпохи – Раевское городище. Его открыл и провёл первые исследовал в конце ХIХв. член Императорского Московского Археологического Общества В.И Сизов, затем в середине двадцатого века раскопки на нём начал известный советский археолог В.Д.Блаватский, которые затем продолжила его ученица Н.А.Онайко, в настоящее время работы на памятнике ведёт археологическая экспедиция под руководством А.А.. Малышева.
В ходе раскопок сделано огромное количество находок, которые рассказывают о жизни этого крупнейшего памятника античного времени на территории Новороссийска. Городище возникло в IV в. до н.э. и просуществовало до III в.н.э. Его возникновение, В.Д.Блаватский, связывал с переселением жителей греческого города Каллатии, бежавших от войны, и попросивших убежища у боспорского царя Евмела. В крепости мог жить крупный военачальник или наместник. Раевское городище вполне могло быть центром некоей административной области Боспорского царства.
Головка богини. Терракотовая статуэтка. Раевское городище.
Еще одно известное поселение античного времени, входившее в состав Боспорского царства, было обнаружено в Мысхако. Оно возникновение датируется первым веком до нашей эры. Некоторые ученые считают, что именно здесь находилась селение Баты, о котором упоминает в своей знаменитой географии, живший на рубеже нашей эры, ученый Страбон.
В маленьком, как бы теперь сказали, поселке городского типа, располагался небольшой порт, где принимали суда из различных концов Греции. И население этого поселка занималось торговлей и разными ремеслами – гончарным, возможно, стеклодувным. Именно в Мысхако были найдены замечательные находки, относящиеся к позднему боспорскому периоду, — монеты, перстни, браслеты, статуэтки из бронзы. Но в третьем веке нашей эры поселение в Мысхако погибло от нашествия варваров. Скорее всего это были либо готы, либо сарматы.
Фибула (брошь-застежка, 1 — 2 век н.э. Мысхако)
Вопросы защиты от вторжения чужих племен и народностей всегда стояли перед властителями Боспорского царства. Поэтому на его границах с первого века до нашей эры стали размещать сторожевые башни. Подобные строения археологи нашли в Цемдолине, Владимировке, станице Натухаевской, неподалеку от Раевского городища, Широкой балке и ещё в десятке других мест.
Фалар — элемент конской сбруи, — с изображением Эрота, сидящего на пантере. Цемдолина.
Боспорский царь не мог раздавать земли своим приближенным вблизи существовавших античных городов, так как они были собственностью горожан. Наделы для «своих людей» он мог предложить только на новых присоединённых, пограничных территориях. За это люди, получившие землю, были обязаны служить царю, в качестве воинов. В сторожевых башнях базировались конные вооруженные отряды, которых называли аспургианами. В государстве даже существовала должность – начальник Аспургиан.
Есть предположение, что аспургианами называли конное войско состоящее из представителей «варварских» меотских племен на службе боспорского царя. Часть из этих хорошо вооруженные воинов-всадников могли быть и выходцами из аристократической верхушки государства. Их захоронения в полной амуниции с оружием и погребёнными рядом лошадьми, были найдены при раскопках в могильниках расположенных не далеко от сторожевых башен: в Цемдолине, Нижней Озереевке, Широкой балке.
Светлана Александрова специально для газеты «Сова плюс»