Новороссийские ясли завода «Пролетарий» вошли во второй том издания «Архитектура Юга России эпохи авангарда», сообщает «Эксперт Юг». Этот труд презентовал в мае Артур Токарев, архитектор и доцент Академии архитектуры и искусств ЮФУ.
Авангард в архитектуре — очень небольшой период. Конструктивизм – это направление в искусстве, сложившееся в начале прошлого века. Его основными признаками являются максимальная функциональность, лаконичность, практически полное отсутствие каких-либо элементов украшений, использование простых геометрических форм.
Концепция конструктивизма оформилась примерно в 1923 году, стройки развернулись позже, а в 1932 году уже произошла централизация управления архитектурой и совершился разворот к классицизму. В этот период ещё продолжали достраиваться крупные проекты, разработанные на волне авангарда, но сама волна резко перестала существовать. При этом, замечает Токарев, нужно понимать, что советский авангард — это не то же самое, что авангард мировой. Он возник на совершенно иной идеологической почве — почве социалистической утопии, — которой просто больше нигде в мире не существовало. Потому в мире русский авангард так и ценится.
Небольшая рабочая группа проекта действовала по старинке — они сели в автомобиль и поехали по городам и весям Юга искать всё, что сохранилось, и фотографировать это. Такой опыт недоступен даже очень въедливому обывателю. Всего в издание вошёл 131 объект. Они находятся в 41 городе Юга. В самом Краснодаре находится одна из шести сохранившихся водонапорных башен, построенных по проекту культового архитектора и инженера Владимира Шухова, это многие знают, а вот найти прекрасно сохранившуюся фабрику-кухню в Тихорецке или ясли цементного завода «Пролетарий» в Новороссийске могли только специалисты.
В результате выхода издания появляется большая проблема — выделен культурный пласт, с которым теперь надо что-то делать. Обнажается парадоксальная ситуация: всему миру не нужно доказывать ценность русского авангарда, но нам самим — очень даже нужно, поскольку мы настолько привыкли его не замечать, что выйти из этого состояния очень непросто.
Токарев замечает, что лишь единицы из числа этих объектов на сегодняшний день имеют статус объектов культурного наследия. А значит — и наследия никакого нет, а потому, как отмечает исследователь, зачастую мы видим, что лучше всего советский архитектурный авангард сохранился там, где у властей не было денег на благоустройство.