Более ста десяти лет назад первомайскую демонстрацию, проходившую в городе впервые, планировали на квартире учительницы Екатерины Юрьевны Сотири. О роли местной дворянки и властей в организации митингов, шествий и народных гуляний рассказывал одному из новороссийских изданий председатель городского исторического общества Сергей Новиков.
Общеизвестно, что история Первомая связана с забастовкой и демонстрацией рабочих из Чикаго, которые в 1886 году требовали у хозяев предприятий установить восьмичасовой рабочий день вместо пятнадцатичасового. Это пролетарское выступление закончилось тем, что шестеро протестующих были убиты, пятьдесят – ранены. С тех пор представители революционного движения в эти весенние дни в знак солидарности проводили маевки, собирались где-нибудь на природе подальше от полиции и жандармов.
До 1905 года в Новороссийске, как и в других городах Российской империи, отмечать Первомай официально не разрешалось. Но в это время началась буржуазно-демократическая революция. По всей стране усилилось протестное движение. В нашем городе его главной движущей силой были работники Владикавказской железной дороги. Весной проходили их стачки. Первого мая представители революционных партий планировали устроить демонстрацию и привлечь к ней всех своих сторонников.
Накануне первого мая сложившуюся ситуацию обсуждали представители городской Думы и Управы, и организаторы акции трудящихся. Руководство Новороссийска во главе с и.о. губернатора Березниковым, благодаря своим осведомителям, знало о предстоящих событиях. Никто не хотел накалять обстановку. Поэтому день 1 мая был объявлен выходным. «Отцы города» приняли решение – не препятствовать демонстрации, если со стороны демонстрантов не будет насильственных действий. Но, чтобы не получить нагоняй «сверху», местные управленцы решили подстраховаться. Для обеспечения порядка вызвали казачью сотню.
Инициаторы демонстрации, местные социал-демократы и эсеры, тоже провели свой организационный сбор на квартире учительницы Сотири. Они планировали, что на демонстрацию выйдет группа железнодорожных мастеровых и несколько сотен неквалифицированных рабочих – цементников и портовых грузчиков. На той же встрече прозвучала информация о том, что демонстранты будут вооружены револьверами, чтобы защищаться, если возникнет такая необходимость. Меньшевики, настроенные более миролюбиво, чем их коллеги, вынуждены были согласиться с этим.
О том, что 1 мая будет демонстрация, простые аполитичные горожане даже не подозревали. Когда на Старобазарной площади в центре Новороссийска собралось около двухсот-трехсот человек, то рядом сразу же появилось множество зевак. Революционно настроенные рабочие вначале устроили митинг, на котором рассказывали о событиях 9 января, о расстреле мирной демонстрации в Санкт-Петербурге, требовали свергнуть самодержавие. Потом участники акции двинулись колонной по улице Серебряковской (ныне Советов). Они шли не спеша, останавливались по пути следования и проводили небольшие митинги. Количество демонстрантов увеличилось до тысячи.
Полицейские пробовали помешать шествию, требовали у его участников разойтись по домам. Тщетно. Казачья сотня тоже пыталась вмешаться в ход этого протестного выступления. Но с нагайкой не пойдешь против революционных пистолетов. К тому же у представителей правопорядка была установка — не применять насилия против мирных демонстрантов, поэтому все прошло без эксцессов.
— Вероятно, партийных лидеров не устроила масштабность первомайского мероприятия в Новороссийске и его достаточно мирный характер, — предполагает Сергей Новиков. – Поэтому из Екатеринодара приехали агитаторы. В их числе член РСДРП Аделаида Прохорова, достаточно авторитетная личность среди профессиональных революционеров. Агитаторы и пропагандисты потребовали проведения стачки и новой демонстрации.
Так, 2 мая в центре города собрались около четырехсот человек, и отправились с революционными лозунгами и призывами по главной улице. Постепенно к ним присоединялись не только другие рабочие, но и либеральные служащие, даже мелкие чиновники, другая скучающая публика. Количество демонстрантов выросло до двух тысяч.
На одном из перекрестков демонстрантов встретило подразделение жандармов, которое возглавлял ротмистр Мальдонато. Глава жандармов произнес пламенную речь о том, как местные власти и правительство заботятся об интересах простых тружеников, с пониманием относятся к их проблемам. Высказывания Мальдонато многие участники демонстрации встретили гулом одобрения. На этом общение со стражами правопорядка закончилось.
Потом демонстранты решили отправиться к городской тюрьме, чтобы освободить своего товарища по борьбе за дело рабочего класса. Когда они подошли туда, оказалось, что этот самый товарищ уже выпущен из застенков, и там остались одни уголовники. Бывший узник присоединился к протестующим. Акция продолжалась и на других улицах, например, на набережной.
На следующий день уже власти приняли решение, что гулять — так гулять! И 3 мая на улицах города состоялись массовые мероприятия по инициативе местной администрации. Исполняющий обязанности губернатора Алексей Березников распорядился с утра провести благодарственный молебен, чтобы выразить верноподданнические чувства новороссийцев. Затем прошла демонстрация во славу царя и Отечества. На ней несли государственные флаги, играл оркестр. Многие участники двух первых манифестаций с удовольствием гуляли и третий день.