Антироссийские санкции, которые сейчас вводит против России США, могут добавить сложностей при прокладке крупных нефтепроводов. Но более века назад именно американский подданный стал одним из родоначальников трубопроводного транспорта в России и проложил в Новороссийск первую трубу для перевалки «черного золота». Об этом рассказала газета «Сова плюс»
В 1880 году региональная газета «Кавказ» сообщала о том, что в наш город прибыл американский гражданин Герберт Тведль. Целью его приезда была прокладка нефтепровода от урочища Кудако до Новороссийска на расстоянии 60 верст. Такие данные приводятся в книге Александра Герасименко и Сергея Санеева «Новороссийскъ – от укрепления к губернскому городу». Биографию Герберта Тведля рассказал в другой книге «Персоны Новороссийска» председатель городского исторического общества Сергей Новиков.
Тведль родился в 1832 году в Ливерпуле английском городе Ливерпуле. В юности учился медицине, но потом увлекся химией. В 1851‒1852 годах помогал отцу, который владел предприятием по переработке различных масел, производству мыла, а также серной и других кислот. В 1853 году переехал в США. Там был консультантом по производству нефтепродуктов, масел, жиров, внедрял свои методы дистилляции на нефтеперегонных заводах. В Питтсбурге с 1862 по декабрь 1866 года руководил строительством, а затем эксплуатацией нефтеперерабатывающего завода. Но в 1870 году на заводе от удара молнии случился пожар, и он сгорел.
Погорелец не стал унывать. После этого события Тведль еще несколько лет оставался в Америке, продолжал работать в химической отрасли. В этот период произошла его встреча с известным русским химиком Дмитрием Менделеевым, который приехал в Соединенные штаты Америки и изучал, как за океаном добывают, транспортируют и перерабатывают нефть. Ведь он сам занимался этим вопросом на родине. Менделеев и пригласил американца в Россию: ведь там был большой простор для организации нефтяной промышленности.
Легкий на подъем Тведль первый раз появился в России с достаточно авантюрным предложением – построить нефтепровод Баку-Батуми. В дальнейшем он рассчитывал, что из черноморского порта нефть будут доставлять в Европу. Авантюрой этот проект был потому, считает Сергей Новиков, что у американца не было никаких средств на строительство. Он обещал привлечь концессии, или, как сейчас говорят, инвестиции. Но вряд ли у него были на примете реальные люди, обладающие достаточным капиталом.
Российская сторона отказалась от этого предложения, но по иным причинам. Ее не устраивало распределение будущих доходов от предприятия. Выходило так, что основная прибыль от такого нефтепровода оседала бы в карманах акционеров, самого Тведля. А то, что доставалось государству, было мизером.
Первая попытка завоевать российскую нефть для Тведля провалилась. Он уехал обратно в Америку, но через несколько лет вернулся обратно, чтобы предложить менее амбициозный проект. Его заинтересовали нефтяные промыслы полковника Ардалиона Новосильцева в долине реки Кудако, которые пришли в упадок.
Несколько скважин в районе нынешнего поселка Ильского российский офицер разрабатывал в течение нескольких лет. Нефть в больших объемах была разведана и начата добыча, но в итоге у владельца промыслов начались серьезные финансовые проблемы. Предприятие стало банкротом. Было введено попечительство над промыслами – как сейчас бы сказали, конкурсное управление.
И вот с этим попечительством Тведль и его российский компаньон К. А.Бодиско в 1879 году заключили контракт. Последним было предоставлено право на разведку и добычу нефти на площади 630 тыс. гектаров. Им передавались в аренду и сами промыслы, и построенный неподалеку Фанагорийский нефтеперерабатывающий завод, а также другие производственные объекты на землях Кубанского казачьего войска. Ежегодная арендная плата составляла 20 тысяч рублей. Бодиско, компаньон Тведля, утверждает Сергей Новиков, был чиновником достаточно высокого ранга и одновременно той пробивной силой, которая позволяла предпринимателям открывать двери большого начальства, решать разнообразные бюрократические проблемы.
В марте 1880 года Герберт Тведль появился в Новороссийске, чтобы отсюда отправиться не осмотр промыслов в урочище Кудако. Именно Новороссийск он выбрал в качестве конечного пункта нефтепровода.
Сюда завез оборудование для него и для нефтеперегонного завода. Как сообщала газета «Кавказ», нефтеперегонная труба имела диаметр 3 дюйма (76 мм). На пути нефтепровода имелось 5 станций с приемниками, главные из них Ильская, Абинская, Неберджаевская. Медленность работ, по заявлению Тведля, зависела главным образом от дурного состояния дорог и отсутствия мостов на Кубани. И все-таки работа двигалась.
В мае 1881года Тведль через начальника Черноморского округа Н.Е. Никифораки получил из Тифлиса разрешение кавказских властей на возведение в Новороссийске пристани со складочным магазином. При содействии Бодиско строители нефтепровода получили разрешение на прокладку частной телеграфной линии вдоль от Новороссийска до станицы Ильской.
Но в определенный момент начались финансовые трудности. Нужно было искать инвесторов для проекта. Для этого Тведль в 1881 году отправился во Францию. Партнерами американца стали акционеры крупной нефтяной компании в Мареселе Жюль и Густав Имер, Анри Леннард, братья Фрессине, Альфонс Бо и др. В итоге для создания будущей компании в России было общий капитал был увеличен до 4,5 миллионов франков. Для запуска нефтепровода было создано акционерное общество «Русский стандарт».
На участке земли площадью 54 га (примыкавшему к морю со стороны северо-восточного склона Маркотхского хребта) в сжатые сроки были возведены резервуары-нефтехранилища, фотогенный (нефтеперегонный) завод, а также пристань для налива судов нефтью. Строительство фотогенного завода было закончено в 1882 году. Как сообщается в книге «Новороссийскъ – от укрепления к уездному городу», к середине 90-х годов 19 века это предприятие перенесли на нефтепромыслы в Ильскую. А сейчас на его месте шиферный завод.
Акционеры «Русского стандарта» в России никогда не были, там всеми работами руководил Тведль. Разумеется, обосновался он в Новороссийске. Газета «Кавказ» 1881 году писала: «В городе г.Тведль приобрел большой дом и переделал его с таким вкусом и изяществом, что в нем узнать нельзя бывшего дома г. Бедросова. В этом доме будет жить в верхнем этаже сам г. Тведль, а в нижнем поместятся: телеграфная станция, касса и контора…» На берегу Цемесской бухты, где размещалось предприятие по транспортировке нефти, на пристани, в магазинах работали десятки людей: «между ними иногда показывается энергичная, подвижная фигура самого организатора всего дела г. Тведля…»
В марте 1882 года в Санкт-Петербурге нефтяные промыслы поменяли собственника. Попечительство и Тведль передавали свои права обществу«Русский Стандарт» сроком на 10 лет – до 1892 года. Общество должно было выплачивать Кубанскому казачьему войску, на территории которого находились нефтеперерабатывающие предприятия, ежегодную арендную плату – 25 тысяч рублей. С каждого пуда добытой нефти попечительстве получало 2 копейки по условиям ренты. При этом Тведль остался на посту технического директора.
Но судя по всему, отношения акционеров «Русского стандарта» с топ-менеджером не заладились. Вероятно, они искали повод, чтобы отстранить Тведля от прибыльного дела.
И этим поводом стала… отправка первого судна, нагруженного нефтью, в Англию. Пароход «Альфред» вышел из Новороссийска 1280 тоннами нефти на борту и был арестован по распоряжению «Русского стандарта». А в газете «Кавказ» акционерное общество опубликовало объявление о том, что оно будет считать недействительным все договоры продажи нефти, которые Тведль заключит без согласования с его коммерческим агентом. Тведль подал в суд на компанию. А компания приписала ему превышение полномочий и освободила от должности.
Судебное разбирательство закончилось в апреле 1883 года не в пользу истца. Но при увольнении Тведль получил «золотой парашют». Ему акционеры выплатили 200 тысяч рублей отступных.
Эти деньги позволили Тведлю вместе с компаньоном в1888 году приобрести нефтяные промыслы в Перу и учредить «Лондонскую и Тихоокеанскую нефтяную компанию», которая положила начало нефтяной промышленности этого южноамериканского государства.