Сегодня городской центр занятости предлагает 6,5 тысяч вакансий, рассказала его руководитель Анжелика Панюшкина на недавнем координационном совете при городской администрации.
Речь на этом совещании шла о том, насколько новороссийские колледжи и вузы сегодня обеспечивают местные предприятия кадрами. Какие специальности нужно открыть в образовательных учреждениях, чтобы Новороссийск не испытывал дефицита в рабочей силе?
Местным предприятиям остро требуются сварщики, бетонщики, слесари-сантехники, электрики, продавцы-консультанты, медсестры и т.д. И вроде бы наши колледжи готовят выпускников по многим необходимым специальностям, почему-то и тут не все срастается.
Например, электрики, от которых работодатели хотят опыта. А где этот опыт взять, если последние не хотят участвовать в организации практики? Что касается бетонщиков, то их в новороссийских ссузах не готовят даже по программам начального профессионального образования. Такую востребованную профессию как сварщик, можно получить лишь на платных курсах, причем недешево. Чтобы вчерашние школьники могли получить эту специальность в колледже или техникуме, нужна организационная работа на уровне Министерства образования, утверждает помощник главы администрации Татьяна Митина. Впрочем, эту проблему, считает она, можно решить с помощью центра занятости. Ведь он имеет возможность устраивать курсы переподготовки на дефицитные специальности за счет бюджетных средств.
Продавцы-консультанты, которые востребованы сейчас, еще несколько лет назад были никому не нужны, сообщила директор Новороссийского социально-педагогического колледжа Екатерина Самарина. У выпускников были сложности с трудоустройством. Если сейчас есть необходимость, то набор на эту специальность можно возобновить.
Нехватка медсестер связана с тем, что изменились правила приема в колледжи. Новороссийский медицинский колледж не испытывает нехватки в абитуриентах. Но сейчас туда, как и во все ссузы, поступают по конкурсу аттестатов. Новороссийцы приходят в приемную комиссию со средним баллом 3,9, а откуда-то из станицы приезжают ребята чуть ли не с отличными аттестатами. Только «иногородняя» пятерка зачастую оказывается слабее новороссийской тройки. Вот и выходит, что после колледжа неместные выпускники разъезжаются к себе по домам, а местных — меньшинство. Целевые места для новороссийцев по новому закону об образовании запрещены.
— Если бы при первой горбольнице появилось общежитие, то мы могли бы медсестрами из Крымска закрыть все вакансии, — высказалась директор медколледжа Лариса Щукина.
Сложности еще и с тем, что в период кризиса очень сложно предсказать, что будет с местной экономикой. Закрылся вагоноремонтный завод, грядут сокращения в торговой сети «Магнит». К сожалению, на встрече не оказалось специалистов из городской администрации, которые могли бы озвучить прогнозы развития города.
Руководители профессиональных образовательных учреждений вынуждены менять ориентиры. Директор Новороссийского колледжа строительства и экономики Владимир Шейко договорился с руководством ВЧД о трудоустройстве будущих транспортников. Представители профессионального техникума сейчас договариваются о том, как трудоустроить своих будущих железнодорожников на цемзаводе «Верхнебаканском» — оказалось там свой железнодорожный узел.
Учреждения профессионального образования сейчас испытывают серьезные проблемы с оснащением, с оборудованием – станками, механизмами и т.д. Чтобы развивать технические специальности на современном уровне, как требует родина, нужна серьезная база. А где ее взять? Раньше местные колледжи находились в ведении профильных министерств. Министерства могли напрячь солидные предприятия, договориться, чтобы те помогали ссузам, поясняет Татьяна Митина. Сейчас все они перешли под начало Министерства образования и науки, а оно не так отчетливо понимает все потребности среднего специального образования, да и финансовые возможности не те.
О том, что сложно развивать техническую базу, говорила и директор Дворца творчества Татьяна Радченко. На базе Дворца создан ресурсный центр, который должен заниматься профориентацией школьников. Но как учить детей робототехнике, судомоделизму, авиамоделизму и т.д., если нет денег на нужные детали, запчасти, новые технологии?