Из-за того, что железная дорога загружена поставками зерновых за границу через Новороссийский порт Санкт-Петербургу не хватает зерна. Об этом в середине недели губернатор Петербурга Георгий Полтавченко написал письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу, сообщает РЕН ТВ.
Из-за пробок в южном порту пекарни Питера недополучили свое зерно и могут теперь поднять цены на хлеб. Через Новороссийск за границу отправляют сотни тысяч тонн зерна. Рекордный урожай, рекордные доходы в казну. Трасса Анапа — Новороссийск загружена днем и ночью. На перевалах горят тормозные колодки, и от этого над дорогой висит удушливый запах. Зерновозы перегружены. В каждом вместо двадцати тонн — сорок. Но что делать — урожай нужно срочно вывезти, чтобы не подмерз и не начал гнить. Вот и идут КамАЗы и МАНы нескончаемым потоком.
Но выявлена проблема — нехватка зерна внутри страны. Рекордный урожай в 130 миллионов тонн еще не означает снижения цены на хлеб. Грандиозный скандал разразился в Санкт-Петербурге. Три предприятия сообщили, что остались без зерна. До настоящего дефицита хлеба не дошло, но переполох случился знатный.
Перевозка зерна в России — дело частников. Именно от них зависит, кому давать вагоны, а кому нет. И по какой цене. Доминирующий игрок на рынке — компания «Русагротранс». Ей принадлежит львиная доля зерновозов.
«Зерновозов достаточно. Но урожай большой. Невозможно вывезти за 2–3 месяца«, — говорит член совета директоров «Русагротранса» Олег Рогачев.
Только в 2015–2016 году у «Русагротранса» контрактов почти на 20 млрд рублей. Основной заказчик — Объединенная зерновая компания. Именно она от лица государства скупает у фермеров рожь и пшеницу. Одним из совладельцев ОЗК через фирму «Инвестор», по данным базы СПАРК, является олигарх Зиявудин Магомедов. Ходили слухи, что его восхождению на бизнес-Олимп в немалой степени могло содействовать совместное с вице-премьером Аркадием Дворковичем изучение экономики в МГУ.
Серьезная проблема — катастрофическая нехватка вагонов для доставки социально значимой продукции в регионы. Возить по железной дороге практически любые грузы стало не на чем с 2015 года. Когда приказом Минтранса, по сути, запретили продлевать срок службы старых вагонов. Последовало массовое списание техники. Темпы опередили ввод в эксплуатацию новой в 3–4 раза. Так, в течение двух лет страна осталась без подвижного состава.
«Эта тенденция заложена несколько лет назад. Правительство приняло решение, что вагоны, у которых истек срок службы, не должны эксплуатироваться. Был введен запрет. Собственники начали резать парк в металлолом. Списано было чуть больше 140 тысяч полувагонов. Четверть парка на тот момент. Восполнить этот парк новыми покупками крайне сложно: вагоны сегодня дорогие«, — говорит эксперт Владимир Савчук.