По «морскому мосту» между Тартусом и Новороссийском для обеспечения сирийской кампании ходят списанные сухогрузы. Их техническое состояние уже привело к гибели людей, сообщает «Дождь», ссылаясь на Центр управления расследованиями.
В сентябре 2015 года Россия для обеспечения сирийской кампании закупила по крайней мере четыре списанных сухогруза, писало Reuters. Профильное издание flot.com, на которое ссылается ЦУР, рассказало, что было куплено до десяти сухогрузов. Они курсируют между портами Новороссийска и сирийского Тартуса.
По нему Россия поставляет в Сирию военную технику, продовольствие, медикаменты, строительные инструменты, сигареты и даже сейфы, пишет ЦУР со ссылкой на закрытые данные российской таможни. Обратно сухогрузы везут апельсины, ткани, обувь и колбы для кальянов.
На одном из таких сухогрузов — построенном в 1985 году и купленном Россией в 2015 году корабле «Вологда-50» — в 2016 году в результате несчастного случая погиб радист Иван Людоговский — его убило сорвавшимся стальным тросом. Авария произошла из-за трещин и коррозионных процессов, «которые охватили практически всю поверхность конструкции», говорится в заключении судебной экспертизы.
«Сухогруз убитый в хлам, кое-как его в немного божеский вид привели и все. ЗИП (запасные части) для него отсутствует напрочь, турки продали весьма поломанное судно. Рабочим пришлось попотеть», — описывал состояние сухогруза специализированному изданию FlotProm источник в Черноморском флоте. Источник ЦУР рассказал, что из-за отсутствия документов судно не прошло погранично-таможенного оформления.
Этот и еще четыре сухогруза принимала комиссия, которую возглавлял заместитель командующего Черноморским флотом по материально-техническому обеспечению генерал-майор Алексей Лемякин, пишет ЦУР. Комиссия приняла построенный в 1996 году турецкий сухогруз Smyrna (переименован в «Кызыл-60»), построенный в 1987 году бывший украинский сухогруз-рефрижератор «Георгий Агафонов» (сухогруз «Двиница-50»), и украинский сухогруз, который изначально был продан Турции на металлолом (в России стал «Казань-60»).
Брокер, участвовавший в покупке сухогруза, на котором погиб Людоговский, рассказал ЦУР, что сделка была закрыта за неделю, а не за три-четыре месяца, как происходит обычно. Покупателем выступила фирма «Флагман» из двух человек. Источник ЦУР в Минобороны объяснил, что «Россия оказалась не готова к полномасштабной войне в Сирии», а из-за нехватки десантных кораблей, пришлось задействовать другие суда. «Гражданские суда, ледоколы с Северного флота и других речных флотилий, даже спасательные суда привлекли. Но они не справлялись, и мы пошли искать любой металлолом», — приводит ЦУР слова источника.
В апреле 2016 года на «Казани-60» произошел пожар, в котором погиб боцман — он задохнулся в машинном отделении, пишет ЦУР со ссылкой на сообщения forum.sevastopol.info. «Выгорели щитки у ГД № 2 и кабельтрас, так же хана пожарному насосу (гидроудар ловит), и еще каким-то двум насосам вообще полная крышка», — приводит издание сообщение с форума. Несколько гражданских моряков, отказавшихся ходить в Сирию на неисправных судах, были уволены, пишут ЦУР также со ссылкой на сообщения на форумах и профильные издания.
Один из уволенных механиков «Двиницы-50» в жалобе рассказал, что на судне «из трех дизель-генераторов в рабочем состоянии были только два, да и те имели несколько неисправностей и не работал генератор. Кроме того, вспомогательный котел работал только в ручном режиме». Начальство после того, как он указал на эти проблемы и попросил перевода на другое судно, назвало его «трусливой крысой» и выдало трудовую книжку с записью «уволен по собственному желанию», пишет он.
В ФСБ на просьбу ЦУР провести проверку обстоятельств приобретения неисправных судов в Турции, ответили, что материал направлен в управление ФСБ по Черноморскому флоту.