Студентка из Новороссийска искала в школах счастье – для телеканала ОТР

В сентябре готовится выйти в эфир новый телевизионный проект «Свободная школа» на каналах ОТР и «Культура». Посвящен он образованию и рассказывает о том, как советская школа пришла к тому, что мы сейчас имеем.

Ни одно из новороссийских учебных заведений в проекте не засветилось, зато поучаствовала вчерашняя новороссийская школьница, а ныне студентка Высшей школы экономики Елизавета Избаш.

Когда российские реформаторы усовершенствовали систему образования, они стремились к лучшему. Но представления об идеальной школе оказались абсолютно разные. Взрослые мечтают о том, чтобы их сыновья и дочери имели твердые знания, сдали ЕГЭ, поступили в престижный вуз. У младшего поколения совсем другие требования к альма матер – оно хочет понимания, без которого нет счастья. Вот как все просто!

Работой Лизы и ее товарищей руководил известный журналист Александр Милкус, который возглавляет в ВШЭ лабораторию «Образовательная журналистика». Участники проекта общались с чиновниками от образования, нынешними и теми, кто уже не у руля, с передовыми педагогами и основателями различных новаторских методик. Создатели проекта побывали в нескольких школах, где растят и учат детей по методикам, возникшим в 80-е годы.

Лиза признается, что с учениками разговаривать ей было интересней. Может, потому что еще год назад она сама была школьницей. Росла на Украине, после известных событий ее семья переехала в Новороссийск, и Елизавету отдали в частную гимназию № 1. О том, какова муниципальная российская школа, она не знает. В рамках телепроекта в разных новаторских школах она общалась с теми, ради кого и затевались все новшества, хотела понять, насколько там интересно получать знания и взрослеть.

— В Москве наша съемочная группа побывала в школе, которая работает по вальдорфской методике, — рассказывает Лиза. – Я не углублялась в саму методику, хотя знаю, что в ней заложено прежде всего развитие внутреннего мира ребенка. В глаза бросилось то, насколько свободно чувствуют себя дети в учебном заведении. Занятия проходят тогда, когда этого хотят ученики, когда у них есть настроение. А учитель создает соответствующую атмосферу.

Вообще-то с новаторами в образовании мы знакомились еще до создания телевизионного проекта – в лаборатории «Образовательная журналистика» проводили исследования новаторских школ по заданию вуза, вспоминает студентка.

Самое передовое общеобразовательное учреждение, по мнению Лизы, – это подмосковная школа-пансион «Летово» для одаренных подростков. Ее создатель Вадим Мошкович, владелец группы компаний «Русагро», вложил в этот проект очень большие деньги, потому что, по его словам, образование — базовая жизненная ценность. Уже само школьное здание производит впечатление: разнообразные переходы с этажа на этаж, большие окна, в которые виден лес, создают впечатление, что здесь нет никаких границ. Классы и учебные лаборатории расположены так, что учителя могут взаимодействовать друг с другом в различных дисциплинах – химии и физике. Учебная программа здесь шире и насыщенней, чем предусматривают ФГОСы.

Ученики могут сидеть за партами, могут на диванах — лишь бы удобно было слушать учителя. А по коридорам можно бегать! После уроков каждый идет на дополнительные курсы по выбору. Можно заниматься лепкой или дизайном, робототехникой или рисованием, борьбой или вокалом, тут есть все условия.

— Больше всего мне понравилось, что в «Летово» не заставляют учеников одинаково хорошо заниматься по всем предметам, как во многих «лучших» школах, — говорит Лиза. – Можно выбрать дисциплины по душе и уделять им больше внимания. Учителя – вовсе не гроза класса, а старшие товарищи, которые уважают своих воспитанников. С ними можно спорить, доказывать свое, советоваться. Школьники нам сами об этом говорили. В такой атмосфере, конечно, хочется учиться.

В «Летово» отбирали одаренных детей со всей страны. Учеба там стоит очень дорого, около 140 тысяч рублей в месяц. Так вот, чтобы любой одаренный ребенок мог там учиться, создан специальный фонд. Через Сбербанк анализируется финансовое состояние семьи будущего ученика. Если по результатам экспертизы родители не могут оплатить всю сумму, то фонд берет на себя затраты на учебу и проживание частично или полностью. Есть семьи, которые оплачивают только 30 процентов стоимости, есть и такие, кто ничего не платит. Но окружающие об этом не знают. Там вообще запрещено рассказывать, кто сколько платит за учебу. И школьникам абсолютно все равно, из бедной семьи их одноклассник или из богатой. Важнее другое – насколько он интересен как личность.

Школа № 97 в Ижевске внешне абсолютно не похожа на «Летово». Муниципальному учреждению никак не тягаться с подмосковным «Хогвартсом» по уровню комфорта и оснащению. Но, оказывается, даже не тратя миллиардов, можно сделать жизнь учеников интересной и насыщенной. Это получилось у Ахтама Чугалаева, который в 2010 году получил звание лучшего директора школы в России. Он научился зарабатывать – например, создал автошколу, часть прибыли от которой идет на школьные нужды. Благодаря умелому менеджменту руководитель сумел в условиях российской провинции оборудовать здание и кабинеты на приличном уровне. Собрал команду творческих педагогов, которым работать интересно. И детям там живется просто отлично – и знания качественные получают, и чувствуют себя людьми.

— В эту муниципальную школу нет никакого отбора, принимают всех по району, — уточняет Лиза. – Но отношение к ученикам такое же, как в «Летово». Может быть, они не дадут столь звездных результатов, как их подмосковные сверстники, но кто-то поступит в Бауманку или МГУ и станет отличным инженером или переводчиком, а кто-то сделается хорошим поваром или автослесарем и будет прекрасно себя чувствовать на своем месте.

Участники проекта «Свободная школа» попали в еще одну школу, где «делают» победителей региональных и федеральных олимпиад. И там Лиза обнаружила только одного счастливого мальчика, который готов с утра до вечера заниматься своей любимой химией. Остальные дети – самые обычные.

— Учителя их постоянно прессуют, чтобы они работали на результат, — говорит Лиза. – И ребята их боятся, нет доверительной атмосферы.

— Как считаешь, что, помимо микроклимата, нужно, чтобы ученику в школе было хорошо?

— Учебники интересные. Такие, чтоб легко читать и понимать без учителя. А еще нужно ввести половое воспитание. Его почему-то заменили уроками, на которые приходят священники, против которых я ничего не имею против. Но… Молодые люди влюбляются, встречаются, и бывают серьезные последствия. Две мои одноклассницы уже родили по ребенку через год после школы. И обе не готовы быть мамами.

Светлана Добрицкая для газеты «Сова плюс»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *