В Новороссийске «дефицитным» учителям будут давать квартиры

Чтобы привлечь в новороссийские школы учителей, им будут давать квартиры. Об этом мэр города Игорь Дяченко сообщил на августовском педсовете.  

А еще за неделю до начала учебного градоначальник сетовал в соцсетях на то, что в школах еще есть открытые вакансии. Нужен был учитель начальных классов, математики, химии, русского языка, физики. Установка мэра – решить эту задачу в самый ближайший срок. Но проблема укомплектования школьных кадров стоит перед городскими школами уже не первый год.

Как рассказала заместитель начальника управления образования Наталья Бобровная, сейчас уже все вакансии закрыты. Где-то в школа все-таки нашла учителя, где-то педагог согласился вести два начальных класса, где-то взял дополнительные часы. Почему же так сложно найти тех, кто будет учить школьников в городе, где есть собственные учреждения для подготовки педагогов, разбиралась корреспондент «Совы».

Все молодые учителя, которые заканчивают Новороссийский социально-педагогический колледж, трудоустроены. Но спрос на выпускников не падает.

— Нас просил направить учителей начальных классов в школы № 19, 11, 33, 4, но мы не смогли этого сделать, —  рассказывает директор колледжа Екатерина Самарина. — Нехватка педагогических кадров в новороссийских школах не потому, что у нас маленький выпуск, а потому что выпускники разъезжаются по всему Краснодарскому краю. Они едут к себе на родину. Сегодня сложилась такая ситуация, что из 50 выпущенных молодых специалистов примерно 70 процентов – иногородние.  Некоторые из них пытались работать в новороссийских школах. Но их хватало на год, максимум – на два. Две трети учительской зарплаты уходило на аренду жилья.

Вопрос о том, почему новороссийцев среди студентов колледжа – меньшинство, на уровне города поднимается не первый год. Ведь НСПК проводит большую профориентационную работу.  Для местных открыт девятый класс при ссузе – там учатся те ребята, которые в будущем видят себя на месте школьного учителя или воспитателя детсада.  Раз в неделю для городских старшеклассников работает педагогический класс, там ребята узнают азы профессии.

Очень многие  потом подают заявление о поступлении в педколледж, но студентами не становятся. У приезжих выше средний балл аттестата.  При этом вовсе не факт, что уровень знаний более высокий.  В новороссийских школах строже требования к оценкам. Что делать с этим, как увеличить количество местных студентов, а значит, и выпускников НСПК, — пока неясно.

Молодых учителей  можно и нужно заинтересовывать жильем, считает заместитель начальника управления образования Наталья Бобровная.  Это может быть место в общежитии на первых порах, комната в качестве служебного жилья. Сейчас такая мера поддержки учителей будет заложена в бюджете. Опыт привлечения специалистов подобным образом уже имеется в сфере здравоохранения.

А еще, заметила заместитель начальника управления, ожидаются целевики, которые закончили вузы. С их помощью тоже планируют закрыть ряд вакансий.

Директор гимназии № 7 Светлана Любимцева предлагает вернуться к старой доброй системе распределения. Если начинающему педагогу предоставят хотя бы служебное жилье, то он должен будет отработать в школе, как раньше, хотя бы три года. Три года продержался  учитель на одном месте – все уже высокий шанс, что он и дальше останется в школе.

Хотя сегодня к некоторым молодым специалистам у коллег и администрации есть претензии. Так, одной молодой учительнице подсказывали – во время урока нужно ходить по рядам, заглядывать в ученические тетрадки, подсказывать детям, поправлять их ошибки. А девушка слушать не хочет подсказок: я, мол, новый материал объяснила, и все; так меня в вузе учили. Работать в школе она не смогла, не сложились отношения с детьми.  Но есть и совсем другие примеры, когда выпускники прекрасно вписываются в школьный  коллектив. Но такое происходит, если у молодых есть наставники.

—  Увы, не в каждой школе, куда приходит молодой специалист, у него есть наставник, поддержка в лице администрации, — говорит директор Новороссийского социально-педагогического колледжа Екатерина Самарина. — А ведь это очень важно. Одна наша выпускница начала работать в школе, еще тогда, когда по индивидуальному плану училась на четвертом курсе колледжа. Девушку очень просили выйти на вакантное место. Но работе случился конфликт с родителями, в котором родители были неправы. Администрация школы не поддержала молодую учительницу, она ушла из школы. Хорошо, что не сломалась. Стала работать воспитателем в частном  детском саду.

Главный способ удержать в школе молодых учителей, уверен директор школы № 19 Юрий Безуглов, — радикальное повышение зарплаты. Все остальное второстепенно.  Стать настоящим профессионалом юному коллеге помогут и старшие товарищи, и администрация образовательного учреждения. Главное, чтобы изначально был материальный стимул остаться в школе.

С тем, что зарплата молодого учителя очень мала, согласны все представители педагогического сообщества.  В конце прошлого года средняя зарплата новороссийского учителя составляла 27955 рублей. Причем даже такая цифра сейчас впечатляющей не выглядит. Понятно, что среднее арифметическое получается, когда зарплату завуча складывают с зарплатой начинающего свою карьеру педагога. И вот этот самый начинающий педагог в первые годы в школе может заработать максимум 15 – 17 тысяч рублей, рассказывает председатель горкома профсоюзов работников образования Татьяна Пичугина. Это потом молодому педагогу идут надбавки за стаж, за профессиональные достижения, за определенную общешкольную нагрузку. Но не все могут ждать, пока вырастет зарплата. До 15 процентов молодых учителей уходят в течение нескольких лет.

Проблема еще и в том, что стоимость одного урока в разных школах может быть неодинаковой. Где-то учитель получает за академический час 120 рублей, а где-то 200 рублей. Все зависит от общего объема финансирования конкретной школы. И, конечно, огромная сороковая школа, где около двух тысяч учащихся,  получает больше средств на содержание, нежели маленькая школа «на той стороне».

Выход из кадровой проблемы может быть в возврате к старой системе оплаты труда, считает Татьяна Пичугина, когда была фиксированная тарифная ставка. В любой школе страны учитель будет получать одну и ту же сумму за 18 отработанных часов в неделю. Со следующего года правительство планирует переход к подобной практике.

Светлана Александрова для газеты «Сова плюс»

Добавить комментарий